Конспект и презентация к уроку математики "Виды треугольников". 5 класс

Цели:

Образовательные:  

Обобщение знаний по теме треугольник;
Повторение видов треугольников;
Ознакомление учащихся с  понятием «фронтовой треугольник».

Развивающие:

Развитие воображения, геометрического мышления, внимания;
Повышение познавательной и творческой деятельности.

Воспитывающие:

Воспитание дисциплинированности, аккуратности;
Воспитание патриотизма и гордости за свою Родину, свой народ.

Учебные задачи:

 Закрепить понятия треугольника, вершины треугольника, стороны треугольника;
Составить таблицу "Виды треугольников";
Познакомить  с понятием "фронтовой треугольник";
Создать "фронтовой треугольник".

 

Ход  урока

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Садитесь! Откроем тетради запишем число, классная работа и тему урока "Виды треугольников"(слайд2). На парте каждого из вас есть листочек настроения.

 

У первого человечка изобразить настроение, которое совпадает с вашим. Лист отложите на край парты и начнем урок.

 

2.Устная работа

2.1.Рассмотреть геометрические фигуры. Выполнить задания.

       

Выбрать треугольники.

Сколько углов имеет треугольник?

Сколько сторон имеет треугольник?

Сколько диагоналей у треугольника?

Как найти периметр треугольника?

 

2.2. По данным углам определить вид треугольника

    а)  450, 450, 900

    б) 250, 750, 800

    в)  1200, 300, 300

    г)  600, 600, 600

 

3. Составление таблицы. Самостоятельная работа.(10 мин)

Каждому ученику выдается уже расчерченная таблица с заполненным первым столбиком. Второй и третий столбик ребята заполняют самостоятельно.

 

Название треугольника

Равносторонний

Замечание: после 10 минученики меняются работами, проверка с учителем, выставление отметки проверяющими по критерию учителя

 

4. История "фронтового треугольника"

Ребята, еще есть такое понятие как «фронтовой треугольник».(слайд 5) В годы Великой Отечественной войны солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получался треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, но с печатью полевой  почты. Готовое к отправке письмо не заклеивалось — его всё равно должна была прочитать цензура.

Учащимся раздается двойной тетрадный листок. Вместе с объяснением учителя, ребята складывают треугольник. Учитель помогает.

 

Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Обычно это был "двойной" листок, вырванный из середины тетради. Конверт-треугольник сначала загибали справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась внутрь треугольника.

Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату. После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа. В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест-на-крест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на "чистой" стороне треугольника.

 

6. Историческая справка (слайд 8,9)

 

Существует памятник посвященный фронтовому треугольнику.

 

В память о героических воинах - защитниках в Сталинградском сражении рядом с дорогой Волгоград - Москва сооружен мемориальный комплекс"Солдатского поля". В братской могиле захоронена урна с прахом погибших солдат, останки которых найдены на этом поле. Поблизости воронка, заполненная осколками от мин, снарядов, гранат, собранных с поля. Чуть в отдалении - скульптура девочки с цветком в руке. Рядом - мраморный треугольник солдатского письма. Поводом к созданию именно такой композиции послужило письмо майора Д. Петракова к дочери, написанное 18 сентября 1942 г. после боя в степи северо-западнее Сталинграда. Это место и названо "Солдатским полем".
Майор писал: "Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек. Представь себе: идет бой, вокруг рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок. И вдруг очередной взрыв - василек сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят. Мила! Папа Дима будет драться с фашистами до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так же, как с этим цветком..." Текст этого письма полностью приведен на мраморном треугольнике.

 

7. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы хорошо поработали! Молодцы! Повторили понятие треугольника, как найти периметр треугольника, повторили какие бывают треугольники и узнали о "фронтовом" треугольнике и как его делали.Заполните листок настроения. (листок не подписывается, забирает учитель)

 

8. Домашнее задание. (Работа с треугольником-письмом)

Сложить письмо-треугольник. Развернуть его. Какие фигуры получились на развертке? Сколько из них треугольников? Найти периметр каждого треугольника. Определить вид каждого треугольника.


Просмотров: 437 | Загрузок: 81
Автор: Потеряева Е.Н.
Теги: треугольник
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar