Конспект и презентация к уроку математики "Треугольник. Виды треугольников" 5 класс

Цели и задачи:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать первоначальные знания учащихся по теме «Треугольник. Элементы треугольника. Виды треугольников»

Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся,

геометрическое мышление,  интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, учить самостоятельно, добывать знания, побуждать к любознательности.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду,

 развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность  и  трудолюбие.

Тип урока: урок повторения, обобщения, систематизации знаний учащихся.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Формы применяемые при организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, коллективная.

Необходимое оборудование: ПК, проектор, бумажная модель треугольника, раздаточный материал (схема тетраэдра, октаэдра, кроссворд)

Ход урока

Итак, мы сегодня заканчиваем первоначальное знакомство с геометрической фигурой Треугольник, но то, что мы с вами изучили на уроках математики в 5 классе, это капля в большом море название которому «Геометрия». В 7 классе у вас появится новая учебная дисциплина – геометрия, где мы будем более подробно изучать уже немного знакомый нам Треугольник.

 

Дайте, пожалуйста,  определение, что такое  треугольник.

(Треугольник - это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезка.)

 

Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о геометрической фигуре треугольник, об элементах треугольника, а также вспомним, какие виды треугольников нам известны.

 

Прежде всего, давайте вспомним все основные понятия по теме «Треугольник»

У вас на столах лежит сетка кроссворда. Ваша задача, вписать слова и отгадать ключевое слово по вертикали. (слайд 4)

1. Единицей измерения углов называют…(градус)

2. Как называются отрезки АВ, ВС, АС в треугольнике АВС (треугольник изображен на доске)

3. Треугольник - это геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех попарно соединяющих их отрезка.

4. Как называется сумма длин сторон треугольника.(периметр)

5.  Инструмент, предназначенный для измерения углов.(транспортир)

6. Фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол)

7. Угол, градусная мера которого равна 90. (прямой)

8. Как называются точки А, В, С в треугольнике АВС. (вершины)

 

А теперь давайте проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (слайд 5)

Ребята, посмотрите и скажите какое ключевое слово у нас получилось? Может быть кто – нибудь знает, что означает слово астролябия?

Ключевое слово: Так называется старинный прибор для измерения углов. ( до 18 в использовался для определения широт и долгот в астрономии, а так же горизонтальных углов при земельных работах.) АСТРОЛЯБИЯ. (слайд 6)

 

Историческая справка: А знаете ли вы, что еще в древности стали вводить некоторые знаки и обозначения для геометрических фигур и понятий. Так древнегреческий ученый Герон (1В) вместо слова треугольник стал применять знак               (слайд 7)

 

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с треугольниками.

Подумайте и скажите, а где вы в реальной жизни сталкивались с треугольником?

Подумайте и скажите, почему при строительстве мостов, в конструкции обязательно  присутствуют треугольники? (слайд 8)

А знаете ли вы, что треугольник является одной из первых геометрических фигур, которая стала использоваться в орнаментах древних народов.

Одним из ваших домашних заданий было составит рисунок из треугольников. Все успешно справились с заданием. (показ лучших работ)

 

На предыдущих уроках мы с вами учились измерять углы треугольника и по величинам углов определять вид треугольника.

Продолжить высказывание:

1. Треугольник называется остроугольным, если….

2. Если один из углов треугольника равен 900, то треугольник называется….

3. Треугольник называется тупоугольным, если…

 

Мы с вами говорили еще об одном виде треугольнике, стороны которого равны. Вспомните и скажите, как называется такой треугольник. ( равносторонний) Как вы думаете, равны или нет все углы у равностороннего треугольника?

 А сейчас, я вам предлагаю выполнить практическую работу в парах.

      Перед вами лежит модель треугольника. Нужно измерить каждый угол, подписать на модели величину угла, и определить вид треугольника. (работа в парах) Какой инструмент вы будите использовать при измерении углов?

Историческая справка: А знаете ли вы, когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они не знали, что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.

 

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним алгоритм измерения углов. (слайд 9)

Совместить вершину угла сцентромтранспортира.
Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.
Найти штрих на шкале, через который проходит втораясторона угла.

Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.

Все молодцы, успешно справились с заданием. А теперь найдите сумму углов треугольника. (ребята считают)

 Сформулируйте свойство углов треугольника (Сумма углов треугольника равна 180о)

 Вспомните и скажите, градусная мера какого угла равна 180о. (развернутого)

Как же связаны между собой сумма углов треугольника и развернутый угол?

А давайте проведем небольшой эксперимент. На столах у вас лежит модель треугольника.

Оторвите два любых угла и приложите их  третьему углу.  Вывод: Все три угла образовали развернутый угол, а градусная мера развернутого угла равна 1800, значит и сумма углов треугольника равна 1800

 

Физкультминутка. Сегодня наша физкультминутка будет тоже посвящена геометрии.

Задание. С помощью рук постройте (покажите) прямой угол, острый угол, тупой угол.

Задание в парах. С помощью рук постройте прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник.

 

А теперь переходим к решению задач.(слайды 10-13)

Задание №1. В треугольнике АВС угол А равен углу С. Найти эти углы, если угол В=900.

Задание №2 В прямоугольном треугольнике АВС угол В равен 38о. Найти градусную меру угла С.

Задание №3. Треугольник АВС равносторонний. Найдите его углы. (устно)

Задание№4. В треугольнике АВС периметр равен 2 дм 7 см. Сторона АС равна 7. Сторона АВ равна стороне ВС. Найдите АВ, ВС.

 

После решения этой задачи можно познакомить учащихся с новым видом треугольника – равнобедренным. Равнобедренный треугольник — треугольник, в котором две стороны равны между собой. Равные стороны называются боковыми, а третья - основанием.

 

Как вы думаете: треугольник  - это плоская или объемная фигура?

Треугольник – это плоская фигура. А раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости называется планиметрией. Примеры плоских фигур: прямая, угол, треугольник, прямоугольник и т.д. Но у треугольника есть родственники среди объемных фигур тетраэдр, октаэдр, икосаэдр. (слайды 14-16)

Сегодня на уроке мы попробуем из бумаги собрать тетраэдр. (слайд 17) (работа по сбору тетраэдра)

   Подведение итогов.

Вот и подошел к концу наш урок геометрии.

Вопросы для обсуждения?

О какой геометрической фигуре мы сегодня говорили?
Какие виды треугольников рассмотрели?

Подумайте и скажите.

Могут ли в треугольнике быть два тупых угла?
Могут ли в треугольнике быть тупой, прямой и острый угол?
Могут ли в треугольнике быть все углы острыми.
Может ли треугольник с градусными мерами углов 30 и 40 быть остроугольным?
Может ли треугольник, в котором два угла 50 и 60, быть тупоугольным?

 

Домашнее задание: Собрать бумажную модель октаэдра. (модель раздается детям )

 

Используемая литература и Интернет источники.

1. Виленкин Н.Я, Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд С.И.. Математика 5.- М: «Мнемозина» 2008г

2. Попова Л.П. Поурочные разработки по математике. К учебному комплекту Н.Я.Виленкина и др. 5 класс - М.:ВАКО, 2011г

3. Едуш О.Ю. Геометрия 7 класс. Подсказки на каждый день. - М.:ВЛАДОС 2001г.

4. Энциклопедический словарь юного математики. - М.:Педагогика, 1989г

5. Гусев В.А. Сборник задач по геометрии 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. -М: «Оникс 21век», «Мири и образование», 2005г


Просмотров: 397 | Загрузок: 84
Автор: Нефедова Т.В.
Теги: треугольник
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar