Конспект и презентация к уроку математики "Среднее арифметическое" 5 кл.

Цели:

 Образовательные:

ввести понятие среднего арифметического; вывести правило для его нахождения;
научить решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
отрабатывать навыки действий с десятичными дробями;
развивать умение составлять задачи, используя  цифровые данные  из  жизни.

Развивающие:

содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
способствовать развитию познавательного интереса;
развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
формировать правильную математическую речь;
создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Воспитательные:

содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, экран.

 

Ход учебного занятия:

 

-Здравствуйте, ребята.

Посмотрите. Всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок (Проверка готовности к уроку)

 

Тема нашего урока сегодня “Среднее арифметическое”.

Наша задача с вами на уроке узнать:

что такое “среднее арифметическое”;
научиться его вычислять;
определить где и для чего применяется среднее арифметическое   (cлайды № 1–3)

На уроке нам предстоит узнать много нового, и поэтому девизом нашего урока будут слова великого педагога Я.А.Коменского: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию”.(cлайд № 4)

- Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: (слайды №5-6).

 

1.Устное решение задач:

1. Фермер собрал в 2005 году 4647 тонн, в 2006 году 4372 тонны, в 2007 году 4491 тонны и в 2008 году 4592 тонны картофеля. Какова  средняя урожайность картофеля за эти годы? (Слайд №7).

2. Ежедневная зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 рублей, 725 рублей, 690 рублей, 710 рублей и 645 рублей. Какова средняя зарплата рабочего за один день? (Слайд №8).

3.  За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2км. Сколько километров в среднем проходил лыжник?  (Слайд №9 ).

Какие «особенные слова» вы заметили в условиях всех задач?

Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. Как вы понимаете эти выражения?

В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы познакомимся с одним из этих         понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. (Переход на Слайд  №1 и возврат к Слайду №10) 

Работа с учебником по предложенному плану (слайд №10):

А) Прочитайте внимательно задачу №1, ее решение и ответьте на вопросы:

-какое действие выполнили с числами?

- почему сумму разделили на число 3?

Б). Прочитайте и запомните определение среднего арифметического нескольких чисел   (слайд №11)

В).     Закончи самостоятельно предложение: «Чтобы найти среднее арифметическое шести чисел, надо…»

4.     Найди среднее арифметическое чисел: 3,7; 2,4; 5,6.

     После проделанной работы сформулировать правило: чтобы найти среднее арифметическое нескольких чисел, надо:
    Найти сумму всех слагаемых.
   Разделить полученную сумму на количество слагаемых.

 

    Проводит физкультминутку ( упражнения для глаз).

Рисуй глазами треугольник.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

 

.Решение задач:

1.Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление судьи выставили гимнастке следующие оценки: 9,5;  9,7;  9,4;  9,6;  9,7. Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований ()

  Выполнение заданий из учебника:   

№ 1496 (); №1497 .

Самостоятельное выполнение заданий из учебника с последующей проверкой: №1501.

4. Задание на сообразительность:

Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов,  которые нас окружают (слайд №14).

Итак, среднее арифметическое:

Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
Трамвая и поезда. (Электричка.)
Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
Туфельки и сапога. (Ботинок.)
Пианино и баяна. (Аккордеон.)
Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
Носка и чулка. (Гольф.)

 

Итак, что же нового мы сегодня узнали?

Что такое среднее арифметическое?

Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?

Что понравилось?

Над чем ещё надо поработать?

Молодцы, ребята!

 Спасибо за урок


Просмотров: 194 | Загрузок: 64
Автор: Васильева В.М.
Теги: Среднее арифметическое
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar