Конспект и презентация к уроку математики "Распределительный закон умножения" 5 классе

1.  Тип урока по  основной  дидактической  цели- урок  закрепления  и  систематизации  знаний;  выработки  умений  по  применению  распределительного  закона  умножения.

Цели   урока:

1) образовательные:  систематизировать,  расширить  и  углубить  знания,  формировать  умение   применять  распределительный  закон  умножения  при  решении  задач, продолжить  выявление  пробелов  в  знаниях  и  ликвидировать  их.

2) развивающие:  способствовать  развитию  наблюдательности,  умения  находить  наиболее  рациональные  пути  решения  задач,    развивать  вычислительные  навыки,  продолжить  формирование  у  учащихся  умения  самостоятельно  работать.

3) воспитательные: воспитание  чувства  ответственности  за  результат,  воспитывать  культуру  умственного  труда,  развивать  коммуникативные  качества  личности,  развивать  способность  самооценки.

 

3.  Задачи  урока:

      Активизировать  знания  учащихся  о  распределительном  законе,  расширить и  углубить

      знания  по  теме.  Создать  условия  для  того,  чтобы  учащиеся  могли  применять  их  на

      практике  при  решении  примеров,  уравнений   и  текстовых  задач.  Развивать  устойчивый 

      познавательный  интерес  к   изучению  математики. Вырабатывать  умение  самокритично

       оценивать   свои  знания  и  выбирать  задания  соответственно  своему  уровню  знаний.

4.   Знании,  умения,  навыки  и  качества,  которые  закрепят  ученики  в  ходе  урока:

      продолжить  выработку  умений  применять  распределительный  закон  умножения  при

      упрощении   выражений,  путем  вынесения  общего множителя  за  скобки,  для  более

      рационального счета,  решать  уравнения  и  составлять  их  при  решении  текстовых  задач.

5.   Оборудование:

      Слайдовая  презентация  урока «Распределительный  закон  умножения», классная  доска,

      ноутбук,  экран,  медиа-проектор,  учебник  «Математика, 5» автор Н.Я. Виленкин,

      В.И. Жохов,  индивидуальные  оценочны  листы,  карточки  с  заданиями  к

     «Математической  эстафете»,  карточки  с  задачами, карточки  с  тестами,  листы  с  

     заданиями  для  самостоятельной  работы  трех  уровней.

                                             Подробный  конспект  урока.

1.  Организационный  момент  урока – 2 мин.

Учитель  приветствует учащихся,  сообщает  тему  урока  (слайд  №1),  эпиграф  (слайд №2),   ставит  перед  классом  цели  урока (слайд №3),  план  урока  (слайд  №4),  правила  заполнения   индивидуальных   оценочных  листов.

Здравствуйте,  ребята!  Сегодня  на  уроке  нам  предстоит  повторить  распределительный  закон  умножения  и  подготовиться  к  контрольной  работе.  Будьте  внимательны!  Наш  урок

будет  состоять  из  нескольких  этапов,  вы  их  видите  на  слайде (слайд №3), оценку  за    урок мы  будем  накапливать (слайд №5)  и  в  конце  урока  подведем  итоги.  Ваша  работа    будет  считаться  успешной и  получаете  оценку  «5»,  если  вы  наберете  от  37  до  41  баллов,   если    вы  набираете  от  29  до  36  баллов,  то  вы  получаете  оценку  «4»,  если  от 20  до  28 – оценку

  «3»,  менее  20  баллов  -  оценку  «2».

                                                                 Слайд  №1.

                                             

                            Слайд  №2.                                                 Слайд  №3.

 

                         Слайд  №4.                                                       Слайд  №5.

 

    2.Проверка  домашнего  задания – 5  мин.

  Цель  этапа:  подчеркнуть  важность  выполнения  домашнего  задания,  искать  

  рациональные  пути  решения  для  упрощения  вычислительной  работы,  выявление

  пробелов  в  знаниях.

 Знания: вынесение  за  скобки  общего  множителя  числового  или  буквенного.

 Умения: составление  уравнений  и  их  решение,  нахождение  неизвестной  компоненты.

 Форма  работы: фронтальная,  самопроверка.

Используемые  цифровые  ресурсы или  их  компоненты – (Слайд №6)

                           

                                                                Слайд  №6.

     

Деятельность  учителя – учитель  зачитывает  верные  ответы  к  заданиям  домашней

 работы.

Деятельность  ученика – сверяет  свои  ответы  с  готовыми  на  экране.

 Задания  домашней  работы  проецируются  на  экран  с  готовыми  ответами.  Учащимся

 предлагается  сравнить  их  со  своими  ответами и оценить  каждое  верно  выполненное

 задание  1  баллом.  Максимальное  число  баллов  на  данном  этапе – 10. Полученные  баллы

 учащиеся  заносят  в  индивидуальный  оценочный  лист.

 Ребята,  а  каким  способом  вы  решали  задание  №2?  Часть  учащихся  решали  по  действиям,  другие  с  помощью  распределительного  закона.  Сравниваем  и  делаем  вывод,  что  второй  способ  не  требует  больших  вычислений  и  он  более  рациональный. При  разборе  задачи №4 выясняем,  что  учащиеся  принимали  за х,  какое уравнение  составили  и  какой  ответ  получили. 

3. «Разминка» -  тест  с  взаимопроверкой (в парах) – 7мин.

 Цель  этапа: актуализировать  знания  по  теме, осуществлять  самостоятельную  деятельность

 на  уроке, развивать  коммуникативные  качества. 

Знания:  названий  законов  умножения  и  их  буквенной  записи,  распределительного  закона.

    Умения: применять  распределительный  закон  умножения,  находить  ошибки  в  решении

    товарища,  составить  уравнение  по  тексту  задачи  и  решить  его.

    Форма  работы:  индивидуальная,  а  во  время  проверки  -  в  парах.

    Используемые  цифровые  ресурсы  или  их  компоненты -  (Слайды  №7, №8, №9).

    Деятельность  учителя – консультирует  детей,  дает  рекомендации  по  выполнению

    заданий  теста,  контролирует  самостоятельность  решения.

    Деятельность  ученика:  самостоятельно  выполняет  задания,  затем  после  обмена

    работами  осуществляет  проверку  работы  товарища,  сравнивая  с  готовыми  ответами  на

   экране,  оценивает  баллами его  работу. Заносит  баллы  в  индивидуальный  оценочный  лист.

    Готовые  ответы  проецируются  на  экран.  Задания №1 и №2 оцениваются  в  1  балл,

    №3 – 2  балла. Максимальное  число  баллов – 9.

    Во  время  проверки  теста учитель  предлагает  учащимся  прочитать  законы  умножения.  

    Спрашивает  ребят:  «Кто  не  ошибся  и  набрал  максимальное  количество  баллов?» 

     Большинство ребят  сделали  верно,  настроение  улучшается,  повышается  мотивация,  ребята

    стремятся  к  дальнейшим  победам. 

 

         Слайд   №7.                                                                    Слайд  №8.

   

                                                                        Слайд  №9.                                

 

4.  «Математическая  эстафета»  -  8 мин.

      Цель  этапа:  выявление  пробелов  в  знаниях,  развитие  коммуникативных  качеств

      учащихся.

      Знания:  распределительный  закон  умножения.

      Умения:  вынесение  общего  множителя  за  скобки,  находить  неизвестную  компоненту

      в уравнениях.

    Форма  работы:  групповая  - в  парах  и  группа  8-9 человек.

    Используемые  цифровые  ресурсы  или  их  компоненты -  (Слайд  №10,  №11).

    Деятельность  учителя – консультирует  по правилам  игры. Организует  проверку

     результатов.

     На  последней  парте  каждого  ряда  находятся  по  листу  с  9  заданиями (по  два  задания

     каждой  парте).  Эти  же  задания  высвечены  на  экране(слайд  №10). Ученики  последней

     парты,  решив  два  первых  задания,  передают  впереди  сидящим  учащимся,  после  чего

     решают  последующие  задания  высвеченные  на  экране.  Если  удаётся  решить  все  задания

     верно  и  быстрее  своей команды,  то  ученик  получает  оценку  «5».  На  общем  листе  два

     задания  ученики  решают  парами.  Одно  из  заданий:  решить  уравнение,  второе – упростить

     выражение. Эстафет  считается  оконченной,  когда  все  три  листа  лежат  на  первой  парте

 

                        Слайд  №10.                                                                      Слайд  №11.

                                                                                              

   Деятельность  ученика – решают  задания,  записывают  решение в  общий  лист,  который

   передают  вперед,  следующей  паре  учащихся.  Затем  команды  обмениваются  листами  с

     решениями  и  осуществляют  проверку,  соотнося  с  готовыми  ответами  на  экране

    (слайд    №11),  выставляют  баллы - по  1  за  каждое  верно  решенное  задание.

    Максимум - 9 баллов. Первой,  сдавшей  решение  команде,  добавляется  2  балла, 

    второй – 1  балл.  Учащиеся  заносят  командные  баллы  в  оценочный   лист.

    Методы:  игровой  метод.

5.  «Решение  задач  с  помощью  уравнений». – 7  мин.

      Цель  этапа: развитие  логико – смыслового  мышления.

       Знания:  распределительный  закон  умножения.

       Умения: введя  переменную х и  переведя  текст  задачи  на  математический  язык,

       составить  математическую  модель  -  в  виде  уравнения,  решить  его,  ответить  на  вопрос

       задачи.

      Форма  работы: групповая -  3  ряда -  3  команды.

      Используемые  цифровые  ресурсы  или  их  компоненты -  (Слайд  №12,  №13)

      Деятельность  учителя – выбирает  любого  из  учеников  для  решения  у  доски,

      контролирует  правильность  решения,  оценивает  объяснение  решения  у  доски,  грамотно

      заданные  вопросы  с   места. Уравнения  и  ответы  высвечиваются  на  экране.

      Деятельность  ученика – решают  задачу  своей  команды  на  местах,  поправляют  ответы

       участников  своей  команды,  решающих  у  доски ( в  случае ошибок  отвечающего),  задают

вопросы  соперникам,  изображая  непонимание. Рефлексия:  осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

Верно  решившие  задачу,  заносят  в  оценочный лист  -  3  балла.

      Методы: игровой  метод.

                            Слайд  №12.                                                                  Слайд   №13.

 

6.   Самостоятельная  разно - уровневая  работа  с  самопроверкой -  10 мин.

  Вначале  этапа  учащимся  демонстрируются  3  уровня  работы  и  предлагается  выбрать

      самим,  оценив  реально  свои возможности,  для  получения  наибольшего  балла

      (Слайды  №14, №15,  №16).

      Цель  этапа: проверка  знаний  по  теме,  с  учетом  уровня  приобретённых  знаний.

      Знания: распределительный  закон  умножения.

      Умения: применять  распределительный  закон  умножения  для  рационального  счета,  при

      решении  уравнений,  составлять математическую  модель  к  текстовой  задаче.

      Форма  работы:  индивидуальная  работа.

      Используемые  цифровые  ресурсы  или  их  компоненты -  (Слайды  №14 - №19)

                            Слайд  №14.                                                              Слайд  №15.

 

Деятельность  учителя – организация  контроля  за  самостоятельностью  решения  и

       процедуры  проверки,  сбор  карточек  с  решениями.

 

       Деятельность  ученика –  учащиеся,  которые  выбрали  задание  1  уровня – заполняют

      пропуски  в  решении  заданий,  2  уровня – решают  типичные  задания,  3  уровня –

      олимпиадные  задания. Проводят  проверку,  сверяя  с  готовыми  ответами  на экране, 

      выставляют  баллы  в  индивидуальные  оценочные  листы. Задания  1  и  2  уровня 

 сложности  оцениваются   - 1  баллом,  их  всего  шесть, итого  максимум – 6 баллов,         задания  3  уровня  сложности,  требующие  больше  времени  на  их  выполнение – 2  баллами,  их  четыре,  итого – 8 баллов. Рефлексия:  осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.

 

      Методы: самоконтроль  полученных  знаний.

      Если  позволит  время,  то  можно  разобрать на  доске  задания  третьего  уровня : №1(б),  №2,

      составить  уравнение  к  заданию  №3.

                  Слайд  №16.                                                                      Слайд   №17.

 

                            Слайд  №18.                                                            Слайд   №19.

 

7.   Подведение  итогов  урока: оценка  результатов  за  весь  урок, выставление 

      общего  балла  и  оценок - 5 мин.

 

 Цель  этапа:  подведение  итогов  урока,  достижение  целей  урока.

      Используемые  цифровые  ресурсы  или  их  компоненты -  (Слайд  №20)

      Деятельность  учителя- отмечает  в  какой  мере  достигнуты  цели  урока,  на  что

      требуется  обратить  внимание.  Комментирует  результаты  работы  учащихся. Выставляет

      оценки,  созданная  во  время  урока  «ситуация  успеха»  принесла  удовлетворенность

      результатами,  радость  преодоленной  трудности.

      Деятельность  ученика- подсчитывают  баллы  в  индивидуальных  оценочных  листах,

      выставляют  оценки,  в  соответствии  с  заданными  критериями.

8.   Дифференцированное  творческое  домашнее  задание  - 1 мин.

      Цель  этапа:  развитие  творческого  мышления  учащихся

     Деятельность  учителя- ориентирует  на  домашнее  задание,  которое  предусматривает

     уровневую  дифференциацию, ориентировано  на  достигнутый  уровень  знаний.

     Деятельность  ученика - записывает  домашнее  задание.

     Спасибо  за  урок,  дети!  (слайд  №21).

                           Слайд  №20.                                                         Слайд    №21.

                                                    

Список  литературы:

1. Учебник:  «Математика, 5» автор Н.Я. Виленкин,   В.И. Жохов. 

2. Тип: Файл  «РРТ» Автор: sol «О моделях  образовательного  пространства  и  педагогических  технологиях» Автор  программы  Сиденко А.С, Сологуб В.А.

www. allasidenko@mtu-net.ru   «Академия  повышения  квалификации  и  переподготовки     работников  образования  Мин. образования  РФ».

3.  Тип: Файл «РРТ»  Автор: Alla  Заголовок:  «Инновационный  потенциал  российских  школ». Презентация  подготовлена  Сиденко А.С.  по  книге  голландских  авторов  проф. Э.Маркса,  Л. Де  Калюве  и  М.  Петри «Развитие  школы:  модели  и  изменения»/ перев  с  англ., Калуга, 1993

 

Методическое  описание – рекомендации  к  проведению  урока.

Урок  по  теме  «Распределительный  закон  умножения»  разработан  для  учащихся  5  классов  общеобразовательной  школы  на  основе  школьной  программы  для  более  эффективного   изучения  данного  закона  и  его  применения  для  рациональных  вычислений,  для  решения  текстовых  задач.  Рассчитан  на  один  урок – 45  минут. 

Целями  урока  являются  развитие  вычислительных  навыков,  усвоение   распределительного  закона  и  умения  применять  его  в  различных  заданиях  при  упрощении  выражений,  решении  уравнений  и  текстовых  задач,  решаемых  с  помощью  уравнений,  навыков  самостоятельной  деятельности,  коммуникативных  навыков.

Урок  проводится  в  кабинете  математики  с  наличием  персонального  компьютера -  ноутбука,  медиа-проектора  и  экрана.

Слайдовая  презентация,  разработанная  учителем,  отражает  основные  этапы  урока,  задания  и  ответы  для  быстроты  проверки  и  корректировки  пробелов  в  знаниях  учащихся.     Данный  урок  содержит  большое  количество  этапов  и  заданий,  в  классах  с  высокой  математической  подготовкой  необходимо  выполнить  все  задания,  в  классах  с  низкой  и  средней  подготовкой  часть  заданий  и  этапы  можно  опустить.  Одним  из  самых  эффективных  способов  проверки  уровня  знаний  являются  тестирование  и  разно-уровневая  самостоятельная  работа.  Игровые  моменты,  нестандартные  формы  контроля  на  уроке способствуют  созданию  положительной  мотивации  к  процессу  обучения  и  повышению  качества  знаний  учащихся.  Использование  слайдовой  презентации  для  проверки  и  самопроверки  работ  учащихся  повышает  эффективность  учебного  процесса,  дает  возможность  быстрой  обратной  связи  преподавателя  с  обучаемым,  корректировки  знаний. На  различных  этапах  урока  происходит  рефлексия: осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал  ученик при этом.  Работа  в  парах,  группах по  8-9 человек  помогает  развивать  коммуникативные  качества  учащихся,  умение  высказывать  свое  мнение,  выслушивать  способы  решения  других  и  выбирать  наиболее  рациональные  из  них.  

Разработанный  урок  может  быть  использован  учителями  математики  в  средних  общеобразовательных  школах  при  подготовке  к  контрольной  работе  по  данной  теме  в  5  классе. 

Урок  прошел  апробацию  и  имел  высокие  результаты  и  хорошие  отзывы  коллег.


Просмотров: 1159 | Загрузок: 182
Автор: Кирпичева Е.Е.
Теги: умножение
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar