Конспект и презентация к уроку математики "Площадь". 5 класс

План урока

Этап урока

Постановка цели урока, организационный момент

Повторение по теме:  «Площадь квадрата и прямоугольника»

Устная проверочная работа по теме:  «Площадь квадрата и прямоугольника»

Фронтальная  работа на закрепление понятия «Площадь»

Вычисление площади изображения ракеты

Вычисление площади четырехугольника

Построение из трех треугольников, вырезанных из  квадрата, различных фигур равной площади

Физкультминутка. Математическая эстафета

Измерение площади газетного листа

Задание на дом

Итог урока

Всего времени

                                

1 этап

 

     -Добрый день, ребята!

Появляется на экране тема «Площадь». Цель урока: Научиться вычислять площади различных фигур. Откройте тетради и запишите тему урока, число.

 

2этап

Повторим, как вычисляются площади фигур, которые изучались в начальной школе. Это прямоугольник и квадрат.

Sпрямоугольника = a b,  Sквадрата = a2 . На экране крупно написаны формулы.

 

3 этап

 

       Проверочная устная работа. Работа на два варианта. На сладах в таблице записаны условия пяти задач на каждый вариант. Задания поочередно проговариваются по вариантам устно.

 

1 ВАРИАНТ

Написать

Формулу

для

вычисления

площади

прямоуголь-

ника.

 

Дано: прямоугольник

a = 18 см,

b = 3 см

Найти:S

Дано: квадрат

a =8 см

Найти:S,P

 

Дано: прямоугольник

S=48см2 ,

a=12 см

Найти:в

Дано:

квадрат

S=49см2

Найти:  а

 

2 ВАРИАНТ

Написать

Формулу

для

вычисления

площади

квадрата.

Дано: прямоугольник
a = 17см,

b = 4 см

Найти:S

Дано: квадрат
 a =6 см
Найти:S,P

Дано: прямоугольник
    S=48см2 ,

в = 3см
    Найти:a

Дано:

квадрат
    S=81см2
   Найти: а

 

  Учащимся выдана следующая таблица.

 

Учащиеся устно решают задания своего варианта и записывают ответы в таблицу.

    После самостоятельной работы учащиеся  по просьбе учителя меняются тетрадями, и друг друга проверяют. Учитель со всем классом фронтально решает всю самостоятельную работу, ответы появляются на слайде.

    Учащиеся выставляют   друг другу оценки по следующей схеме:

 

Всё верно – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3 ошибок – «2»

 

После проверки попросить встать учащихся, которые не сделали ни одной ошибки, после у кого работа написана  работа на «4», и на «3».

 

Ответы к устной проверочной работе

 

4этап

    Выберете на слайде, какого цвета единичный квадрат? Ответ: синий

Какой квадрат называется единичным? Смотря, какую единицу измерения выбрать. Пусть квадрат со стороной 1см будет единичным. Начертите его в тетради.

    Что значит измерить площадь фигуры? Измерить площадь фигуры, значит найти число, показывающее, сколько единичных квадратов содержится в данной фигуре.

    Устно вычислить площадь  фигуры, показанной на слайде.

S = 2 см2 .  Как Вы вычислили площадь этой фигуры? Два треугольника  (по полклетки) составляет  квадрат. Всего в фигуре 8 клеток. Следовательно,     её площадь 2 см, т.к. в единичном квадрате 4 клетки (см. на чертёж).

  Начертите в тетради свою другую фигуру, площадь которой равна 2 см2.

 

5этап

      Вычислить площадь нарисованной  ракеты самостоятельно. Проверить ответ на слайде. S = 18 см2 В нарисованной ракете содержится 14 полных единичных квадрата, и из шести треугольников складываются ещё четыре  единичных квадрата, итого: 14 +4=18 . В площади нарисованной ракеты содержится 18 единичных квадратов.

     Вывод: площади равных фигур равны. Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

 

6 этап

      Вычислить площадь четырехугольника (параллелограмма). На слайде  показано как модель параллелограмма перестраивается в равновеликую модель прямоугольника. Sчетырех. = Sпрямоугольника  = 5 • 4 = 20 (см2)

 

7этап

    У каждого ученика на парте изготовленные  из картона или бумаги  модели треугольников. Учащихся можно попросить заранее изготовить модели треугольников следующим образом. Вырезать квадрат со стороной 4 см,  разрезать его по диагонали, потом один из треугольников разрезать по высоте, проведенной к гипотенузе. Учащимся новых слов произносить не нужно. Надо  на предыдущем занятии в домашнем задании дать чертёж и попросить вырезать треугольники по чертежу.

    На уроке можно устроить соревнование учащихся. Кто быстрее построит из треугольников сначала  квадрат. Это у них труда не составит, т.к.  они из квадрата  вырезали треугольники. Обсудив чему равна площадь каждого треугольника,  на слайде последовательно появляются записи, учитель просит учащихся сделать их в тетрадь.     Sкв.= 42= 16 (см2),       Sб.треуг.= 16:2 = 8 (см2),        Sм.треуг.= 8:2 = 4 (см2).

     Сложить из треугольников последовательно прямоугольник, треугольник, параллелограмм, трапецию. Найти их площади. Площади всех фигур равны.

 S = 8+4+4 = 16 (см2) Фигуры называются равновеликими, если их площади равны. Какие свойства площадей Вы использовали? Площади равных фигур равны. Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей. Равны ли периметры фигур, имеющих одинаковую площадь. Нет. Высвечивается на слайде пример фигур, когда они имеют равные площади, но разные периметры.

 

8 этап

    Учитель объявляет физкультминутку. Математическая эстафета. На доске для трех рядов написаны  следующие примеры.

 

          48 : 48   

        100 : 25

        450 : 50

           90 -74

                 52  

            12 • 3   

        100 - 51

            32 • 2

            3 • 27  

     Учащиеся последовательно выходят (или выбегают) к доске, устно решают примеры и записывают ответы на доске.  После того, как  все учащиеся записали ответы, высвечиваются ответы на слайде для проверки ответов учащихся. Цепочка чисел: 1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64, 81. Выигрывает тот ряд, который быстрее и правильнее решит примеры, а также ответит  правильно на вопрос: Какое число, следующее в цепочке? Ответ: 102 = 100. Ответ высвечивается на слайде.

  

 9 этап

     На экране появляется слайд с почтальоном Печкиным.

     - Здравствуйте, ребята! Я почтальон Печкин, принёс  Вам газеты.

Прошу Вас измерить площадь развёрнутой страницы газеты. Выдаются газеты учащимся.

     -Удивляетесь, как можно измерить площадь страницы, если газета большая, а линейка короткая?

     Учащиеся пробуют измерить площадь газеты.

     Согните газету по палам в 4 раза.  Получился прямоугольник со сторонами 20 см и 14 см

      Решение: S =  20 • 14 • 4 =  14 • 80 =1120 (см2)  Запишите его в тетрадь.

 

10 этап

    Домашнее задание

    На сладе следующий текст:

  -Я принёс письма  с заданиями от мальчика, кота Матроскина и Шарика. Они делятся на три уровня сложности. Прошу выполнить эти задания дома и кинуть ответы на следующем уроке в  наш почтовый ящик. Спасибо.

 

                                                 1 уровень

   Здравствуйте, дорогие ребята! 

    Пишет Вам дядя Федор из деревни Простаквашино. У нас всё нормально, отдыхаем на зимних каникулах. Одна проблема, хотели с Матроскиным и Шариком залить каток, но не смогли рассчитать  площадь катка и  ответить на вопрос: сколько нужно принести воды из колодца, если на 1 м2 требуется 25 л воды. Посмотрите, пожалуйста, на чертёж и рассчитайте: сколько воды нам надо принести из колодца. Очень благодарен Вам, жду ответа. До свидания. Дядя Федо

 

                                                   2 уровень
     Здравствуйте, дорогие ребята! 

     Пишет Вам дядя Федор из деревни Простаквашино. У нас всё нормально, отдыхаем на зимних каникулах. Одна проблема, хотели с Матроскиным и Шариком залить каток, но не смогли рассчитать  площадь катка и  ответить на вопрос: сколько нужно принести воды из колодца, если на 1 м2 требуется 25 л воды. Посмотрите, пожалуйста, на чертёж и рассчитайте: сколько воды нам надо принести из колодца. Очень  благодарен Вам, жду ответа. До свидания. Дядя Федор

 

                                                              3уровень

   Здравствуйте, дорогие ребята! 

   Пишет Вам дядя Федор из деревни Простаквашино. У нас всё нормально, отдыхаем на зимних каникулах. Одна проблема, хотели с Матроскиным и Шариком залить каток, но не смогли рассчитать  площадь катка и  ответить на вопрос: сколько нужно принести воды из колодца, если на 1 м2 требуется 25 л воды. Посмотрите, пожалуйста ,на чертёж и рассчитайте: сколько раз нам нужно сходить на колодец втроем, если каждый можем принести по два ведра, в которых налито по 7 л воды. Очень благодарен Вам, жду ответа. До свидания. Дядя Федор

      На  следующем уроке можно включить слайды с текстами домашнего задания, чтобы его проверить.

 

      Итог урока

Какие выводы вы сделали на уроке?

Выводы:
1.Измерить площадь фигуры, значит найти  число, показывающее, сколько единичных квадратов содержится в данной фигуре;

2.Площадь прямоугольника  равна произведению

ширины прямоугольника на его длину;

3. Площадь квадрата равна квадрату его стороны;

4. Площади равных фигур равны;

5.Площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

 

                                                     Анализ урока

 

Содержание преподавания – тема очень важная, нужна  в дальнейшем при изучении  геометрии, а также в жизненной практике.
Анализ класса
ТДЦ

Обучающий  аспект: сформировать умение вычислять площади различных фигур.

     Развивающий аспект: развивать мышление при поиске самостоятельного

      решения.

       Воспитывающий аспект: Формирование положительного отношения к предмету, увлеченности  знаниями через нетрадиционные задания, работа в  коллективе.

   

4.Тип урока – закрепление.

 

Форма урока – беседа

 

Методы

Репродуктивный, частично-поисковый

Средства обучения

Практические – Компьютер, экран, презентация к уроку на носителе вырезанные  модели треугольников, газеты для всех учащихся для практической работы.
интеллектуальные средства анализ, синтез
эмоциональные средства – интерес, радость, огорчение.

 

Виды деятельности:

По способу выполнения – слушали, рассказывали, писали, анализировали, обобщали, систематизировали и моделировали.
По распределению задач – фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.


Просмотров: 563 | Загрузок: 131
Автор: Челышева Е.С.
Теги: площадь
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar