Конспект и презентация к уроку математики "Отрезок. Прямая. Луч" 5 класс

Цели: сформировать у учащихся понятие отрезок, прямая, луч. Научить строить отрезок, прямую по двум точкам. Научить определять принадлежность точки отрезку, прямой, лучу. Продолжить работу над развитием навыков устного счёта. Повторить чтение многозначных чисел, меры длины, деление многозначных чисел, задачи на движение.

Ход урока.

Организационный момент. Сообщение учащимся темы и целей урока.(Слайд№ 1)
Устный счёт.(8 мин)

Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003

Слайд № 2. Даётся время для прочтения про себя. После этого по щелчку мышки числа последовательно увеличиваются. Учитель просит учеников их прочитать вслух.

Какое число нужно вписать в последнюю клетку?

 

Ответы: 50 и 30.

Слайд № 3 . Перед учащимися сначала появляется первая цепочка. После того, как учащиеся назовут верный ответ, по щелчку мышки на экран выводится ответ. После следующего щелчка выводятся промежуточные вычисления. Потом появляется вторая цепочка.

Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м.
Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм.

Слайд № 4. Перед учащимися появляются сразу все задания. Даётся время на размышление. По щелчку мыши последовательно появляются верные ответы.

Слайд № 5. Таблица перевода мер длины. Ещё раз напоминаем учащимся о связях между мерами длины.

       Учитель оценивает работу учеников во время устного счёта.

 

III     Изучение и первичное закрепление нового материала.(15 мин)

Введение понятия отрезка.

Учитель: Если к точкам А и В приложить линейку и по ней провести от А к В линию, то получится отрезок АВ.

Слайд № 6. Параллельно с речью на экране появляются две точки, линейка, проводится линия. Появляется надпись: « Отрезок АВ».

Учитель: Начертите в тетрадях отрезок  АВ. Запишите « Отрезок АВ».

Учащиеся чертят в тетрадях отрезок АВ. Записывают « Отрезок АВ».

Учитель: Точки А и В называют концами отрезка АВ. Как иначе можно обозначить отрезок АВ? (ВА)

Сколько есть отрезков соединяющих точки С и К?

Слайд № 7. На экране появляются точки С и К и вопрос учителя.

После того, как получен верный ответ, по щелчку мыши появляется слайд  № 8. На экране появляется линейка, показывается, что линия только одна, делается вывод. Вывод: Любые две точки можно соединить только одним отрезком.

Определение принадлежности точек отрезку.

Перед учащимися  появляется слайд № 9.

Учитель: Как вы думаете, какие точки лежат на отрезке ЕF? (E,N,M,F)

После того , как учащиеся с помощью учителя сформулировали верный ответ, переходим к слайду № 10. Точки, которые лежат на отрезке ЕF выделены цветом.

Учитель: Какие точки не лежат на отрезке ЕF? (Слайд № 11).

После получения ответа, проверяем правильность с помощью слайда № 12.

Учитель: В тетрадях отметьте  и обозначьте две точки, которые лежат на отрезке АВ и три точки, которые не лежат на АВ.

Учащиеся выполняют задание учителя. Учитель контролирует и корректирует решения учащихся.

Введение понятия прямая.

Учитель: Начертим отрезок АВ и продолжим его по линейке в обе стороны. Получим прямую АВ, которую обозначают «прямая АВ» или «прямая ВА»

Слайд №  13. Параллельно с речью учителя на экране появляется отрезов, линейка. Отрезок продлевается в обе стороны. Появляется надпись «прямая АВ»

Учитель: Начертите в тетрадях прямую АВ. Подпишите «прямая АВ».

Учащиеся выполняют задание учителя.

Учитель: « Как вы думаете, сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)

Учитель:  Прямая не имеет концов. Она неограниченно продолжается в обе стороны.

Слайд № 14 даёт иллюстрацию этому утверждению.

Определение принадлежности точек прямой.

Слайд №  15. Учитель: Какие из точек лежат на отрезке КL и на прямой KL? (K,G,L)

 

После того, как получен верный ответ, демонстрируется слайд № 16.

Слайд № 17.  Учитель: Какие точки лежат на прямой KL и не лежат на отрезке KL? (V).

После того, как получен верный ответ, демонстрируется  слайд № 18. Обсуждается то, почему подходит только точка V.

Учитель: Отметьте и обозначьте три точки, которые лежат на прямой АВ и две точки, которые на ней не лежат.

Учащиеся выполняют задание учителя. Учитель проверяет правильность.

Введение понятия луча.

Учитель: Рассмотрим прямую АВ. Точка С делит прямую АВ на две части. Каждую из этих частей называют лучом. Точку С называют началом этих лучей. Конца у луча нет. Лучи обозначают « луч СА» и « луч СВ». Обратите внимание, сначала называют начало луча»

Параллельно речь учителя иллюстрирует слайд №19.

Учитель: Начертите в тетрадях луч АК. Подпишите « луч АК».

Учащиеся выполняют задание учителя, учитель контролирует выполнение задания учениками.

Определение принадлежности точек лучу.

Слайд №  20. Учитель: Какие из точек лежат на луче MN?(M,N,Q,S)

 

Обсуждается правильный ответ. Проверить можно с помощью слайда № 21.

 

IV  Закрепление изученного материала.(7 мин)

1. Слайд № 22. Задание: Отметьте в тетрадях точки С и D и проведите прямую CD. Отметьте на отрезке CD точку М.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Правильность выполнения проверяют с помощью слайда № 23, в котором пошагово показано выполнение задания. Учитель комментирует.

Слайд № 24. Учитель: « Лежит ли точка М на прямой CD?»

Учащийся отвечает на вопрос.

2. Слайд № 25. Задание: Отметьте точки А и В на расстоянии 2 см друг от друга. Проведите  через эти точки прямую и отложите на ней отрезок АС длиной 5 см так, чтобы В и С были по разные стороны от точки А.

Учитель: С помощью какого инструмента откладывают заданные расстояния?

Ученик: С помощью линейки?

Учитель: Как построить отрезок длиной в 2 см?

Ученик: Надо положить линейку. Одну точку отметить около нуля, а вторую около числа 2 и провести отрезок.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Правильность выполнения проверить с помощью слайда №  26, в котором пошагово показано выполнение задания. Учитель комментирует.

 

V. Повторение.(10 мин).

1. Слайд № 27. Задача.

Путь от одной станции до другой товарный поезд прошёл за 9 ч, а пассажирский – за 6 ч. Найдите скорость пассажирского поезда, если скорость товарного поезда равна 40 км/ч.

Учитель: Про что идёт речь в задаче?

Ученик: В задаче речь идёт о движении поездов?

Учитель: Какие величины связаны с движением?

Ученик: Скорость, время, расстояние.

Учитель: Назовите связи между этими величинами?

Ученики называют. Учащиеся самостоятельно решают задачу в тетрадях. Проверка решения с помощью слайда  № 28.

2. Слайд № 29. Выполните действия: 8277:(3204:36)

Учащиеся решают пример самостоятельно. По щелчку мыши на экране последовательно показываются столбики деления и верный ответ.

 

VI. Запись домашнего задания: п.3 стр. 16 читать. № 101, № 105, № 106(а). Слайд 30.

 

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Просмотров: 845 | Загрузок: 120
Автор: Лебедева Е.А.
Теги: Отрезок, луч, Прямая
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar