Конспект и презентация к уроку математики "Объемы. Соотношения между единицами измерения объема". 5 класс

Цели урока: сформировать у учащихся представление о соотношения единиц измерения объема; тренировать учащихся переводить одни единицы измерения объема в другие; продолжить работу над решением задач на нахождение площади и объема прямоугольного параллелепипеда.

Задачи урока:

- актуализировать знания учащихся  о нахождении площади и объема прямоугольника и квадрата;

- развивать у учащихся познавательную деятельность учащихся;

- формировать у учащихся аккуратность, при оформлении записей в тетради.

Тип урока: применение знаний и умений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты дружно сели. (слайд 2)

Диагностика сформированности необходимых приемов учебной деятельности

1. Индивидуальная работа у доски

Задание 1. Вычислить объем прямоугольного параллелепипеда (слайд 6)

2 см

3 см

10 см

 

Задание 2. Вычислите площадь всей поверхности куба. (Слайд 7)

5 см

 

Задание 3. Вычисли площадь боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда. (Слайд 8)

5см

2 см

9 см

 

2. Фронтальная работа с классом (слайд 3)

- Найдите объем куба с ребром 4 см.

- Найдите площадь всей поверхности куба с ребром 4 см.

- (Слайд 4) Найдите площадь боковой поверхности куба с ребром 4 см.

- Высота комнаты 3 м, ширина 5 м, а длина 6 м. Сколько кубических метров воздуха находится в комнате?

- (Слайд 5) Бак для воды имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Его три измерения: 3 дм, 5 дм, 4 дм. Найдите объем бака для воды. Сколько литров воды входит в этот бак?

3. Коллективная проверка индивидуальной работы. (Слайд 6)

- Учитель предлагает сравнить решение задач с эталоном, представленным на слайде.

 - Выставление отметок.

Постановка целей учебной деятельности

На доске: 5 см, 8 дм³, 10 м, 6 га, 7 л, 21 а, 9 м², 25 см³, 2 км (Слайд 9)

- Прочитайте записи.

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте записи, которые относятся к теме «Объем».

- Сформулируйте тему урока.

- Открываем тетради, записывает дату и тему урока: «Объем. Соотношение между единицами измерения объема».

Введение приема

- Назовите единицы измерения объема. (Слайд 10)

- Соотношение единиц измерения площади и объема учить наизусть не стоит. Для того чтобы выполнять перевод единиц измерения, достаточно хорошо знать соотношение линейных единиц измерения.

- А дальше поступаем так: единицы измерения площади квадратные, значит, линейные единицы измерения возводим в квадрат, единицы измерения объема кубические, значит, линейные единицы измерения возводим в куб.

- А теперь заполним таблицу. Сколько миллиметров в одном сантиметре?

В процессе коллективной работы заполняется таблица. (Слайд 10)

1 см³=1000 мм³

1дм³= 1000 см³= 1 л

1м³= 1000 дм³= 1 000 000 см³

Отработка введенного приема

Работа по учебнику №825

Выразите:

а) в кубических сантиметрах:

б) в кубических дециметрах:

в) в кубических метрах и дециметрах:

Оперативный контроль и коррекция процесса формирования приема

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Найдите объем и площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 14 см, 16 см, 25 см.

2. Объем прямоугольного параллелепипеда 105 см³, его ширина 5 см, а высота 3 см. Найдите длину параллелепипеда.

3. Выразите:

а) в квадратных метрах: 5400 дм²; 32а; 4 а 2 м²;

б) в арах: 60 га; 4 га 2 а; 45000 м².

 

Вариант 2

1. Найдите объем и площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 12 см, 18 см, 26 см.

2. Объем прямоугольного параллелепипеда 72 см³, его длина 6 см, а высота 3 см. Найдите ширину параллелепипеда.

3. Выразите:

а) в квадратных метрах: 28 а; 4500 дм²; 2 а 4 м²;

б) в арах: 80 га; 2 га 4 а; 54000 м².

Применение нового приема в стандартных ситуациях

Решение задачи №827 (Слайд 11)

- Прочитайте задачу.

Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см.

- (Слайд 12) Что требуется найти в задаче?

- Какую форму имеет аквариум?

- (Слайд 13) Назовите три его измерения.

- Что нужно вычислить, чтобы узнать, сколько воды входит в аквариум?

- (Слайд 14) Какое есть дополнительное условие?

- Как вы это понимаете?

 

(Слайд 15)

 

- Запишите ответ.

Обобщение и перенос усвоенного приема

- Открываем учебник на странице 129 №833 устно.

- Согласны ли вы с утверждением:

а)  любой куб является и прямоугольным параллелепипедом;

 

б) если длина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом;

в) каждая грань куба – квадрат?

 

Закрепление обобщенного приема

Работа по учебнику №828 (Слайд 15)

- Прочитайте задачу. (Слайд 16)

Прямоугольный параллелепипед (рис. 88) разделен на две части. Найдите объем и площадь поверхности всего параллелепипеда и обеих его частей. Равен ли объем параллелепипеда сумме объемов его частей? Можно ли это сказать о площадях их поверхностей? Объясните почему.

- (Слайд 17) Рассмотрите первую картинку.

- Назовите три измерения прямоугольного параллелепипеда.

- Можно ли по этим данным вычислить объем и площадь поверхности?

- (Слайд 18) Какие формулы мы будем использовать?

- (Слайд 19) Рассмотрите вторую и третью картинку и аналогично вычислите объем и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

- (Слайд 20) Проверьте, равен ли объем параллелепипеда сумма объемов его частей.

- Можно ли это сказать о площадях их поверхностей?

Обучение  нахождению новых приемов учебной деятельности на основе изученного, необходимых для использования обобщенного приема в новых ситуациях

Работа над задачей №824. (Слайд 21)

- Прочитайте задачу.

Найдите объем куба, если площадь его поверхности равна 96 см².

- (Слайд 22) Что известно в задаче?

 

- Что требуется найти?

- Из чего складывается площадь всей поверхности?

 

- (Слайд 23) Сколько граней у куба?

- Что вы можете о них сказать?

 

- Как найти площадь одной грани?

- ( Слайд 24) Какую формулу удобно использовать для вычисления объема?

 

- Запишите ответ

Подведение итогов урока

- (Слайд 25) Расскажите, как запомнить соотношение единиц измерения объема?

- (Слайд 26) Назовите формулы для вычисления объема.

Домашнее задание

(Слайд 27) №841,№844, №846 (в,г).


Просмотров: 634 | Загрузок: 99
Автор: Кудрина С.Н.
Теги: объем
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar