Конспект и презентация к уроку математики "Крестики - нолики"

Цель игры:  на основе  изученного материала (сентябрь-март), выстроить в определенной последовательности основные свойства и законы натуральных чисел, дробей, десятичных дробей, решение задач, уравнений.

Оборудование: игровое поле с названием конкурса; рисунок «дерево знаний»; реквизит, необходимый для конкурсов (карточки с конкурсами в ходе игры передаются командам и жюри); знаки «Х» и «0» для заполнения табло и для жюри;  макет дерева для рефлексии; компьютер, мультимедиа проектор.

 

План урока:

«Разминка» кроссворд
Великая мудрость
Секретное послание
Угадай!
Конкурс переводчиков
Кто быстрее
Четырёхугольник с секретом
Конкурс капитанов
Подумай! Сообрази!
Найди ошибку

 

Эпиграф урока:  В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына

 

Участники: в игре участвуют две команды

В ходе жеребьевки одна из команд получает название «крестики», а другая – «нолики». Перед игрой каждая команда выбирает капитана.

Капитан берет на себя руководство своей командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общими заданиями, умело распределят задания между игроками команды.

Ход урока-игры: (3 минуты)

В клетках поля записаны названия 10 конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс.

Учитель раскрывает суть конкурса. Каждая команда получает необходимые материалы.

Выигрывает команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. Если ни одна из команд не справилась с заданием, команды получают дополнительное время. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.

В игре побеждает та команда, которой удалось поставить больше своих знаков в один ряд и,   которая набрала большее количество баллов.

Учитель: Китайская мудрость гласит: «В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». (Слайд 3)

Сегодня на уроке мы попытаемся начать выращивать дерево знаний.

 Чтобы вырастить наше дерево, необходимо посадить семечко знаний. Это то, что вы уже знаете,  те темы, которые  мы сегодня с вами  повторим, а остальных коснемся на  следующих уроках и при выполнении домашнего задания.  И представьте себе, это лишь маленькая частица всех знаний. Но именно от нее зависит, каким большим и сильным вырастет наше дерево и какими будут ваши знания. Чем глубже и прочнее знания, тем выше и мощнее дерево знаний.

 

ИГРОВОЕ ПОЛЕ

1.«Разминка» кроссворд

2. Великая мудрость

3. Секретное послание

4. Угадай!

5. Конкурс переводчиков

6. Кто быстрее

7. Четырёхугольник с секретом

8. Конкурс капитанов

 

9. Подумай! Сообрази!

10. Найди ошибку

Правильные ответы в конспекте выделены красным цветом

 

«РАЗМИНКА» КРОССВОРД (5 минут)

Кроссворд  разгадывается с двумя командами устно, под руководством учителя, без оценивания. (Слайд 5)

 

ВЕЛИКАЯ МУДРОСТЬ (3 минуты)

Предлагается зашифрованное высказывание М.В.Ломоносова. (Слайд 6, 7) Химия правая рука физики, математика - ее глаз.

Критерии оценки: правильность – 1 б, правильность и скорость – 2б

 

СЕКРЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ (7 минут)

Каждая команда получает секретное послание на карточке с ключом. В презентации пример использования ключа. (Слайд8)  Необходимо решить каждый пример (правильность выполнения задания проверяет жюри) выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу.

Критерии оценки: правильно полученная фраза – 1 б, правильность решения и полученная фраза – 2б. Ответы решения  примеров оценивают жюри

1-е послание

(530+74) : 2 – 15                            Ответ:      287
12 • 5 + 15 • 4 + 225                                          345
(370 + 122) : (317 - 313) – 25                           98
320 : 20 + 200                                                   216

К л ю ч : 1 – Ь; 2 – Т; 3 – Д; 4 – Е; 5 – Р; 6 - !; 7 – К; 8 – А; 9 – Ж.

Послание: так держать!

            2-е послание: 

(458 + 22) : (230 – 218) + 3         Ответ:       43
(35 : 7 +  100) • (38 : 19) • 3                           630
(307 – 65) : 11 + 78 : 6 – 10                             25
(75 + 15)  : (103 – 73) – 2                                 1

К л ю ч : 1 - !; 2 – Ц; 3 – О; 4 – М; 5 – Ы; 6 –Л; 0 – Д.

Послание: молодцы!

 

УГАДАЙ, ЧТО ЭТО? (2 минуты)

(Вариант игры «Устами младенца»)

            Если команда угадывает ответ с первой фразы – зарабатывает 5 очков, со второй – 4 и т.д. Выигрывает команда, получившая большее количество очков. (Слайд 9, 10)

Например.

1. 

Бывают в счете футбольного мачта;      5б.
Никогда не стоит первым;                    4б.
Особое правило при делении;              3б.
Меньше единицы;                                2б.
Не относится к натуральным числам.   1б.     (Цифра 0)

   2.

Встречаются везде в жизни;
Имеет три измерения;
Имеет объем;
Один из них – куб;
Есть грани, ребра.                                        (Параллелепипед)

 

КОНКУРС ПЕРЕВОДЧИКОВ (5 минут)

(Слайд 11)

Нумерация Древнего Египта:

Например: ∩∩∩| |  - 32;  ее | -  201

З а д а н и е : перевести числа с древнеегипетской записи, выполнить действия. Ответ записать на древнеегипетском языке.

38 • 203 – 75 • (514 -476) + (15  + 23) • 22= 5700   (ϪϪϪϪϪеееееее)

Критерии оценки:  правильно выполнено задание – 1б

 

КТО БЫСТРЕЕ (4 минуты)

Устный счет. Каждая команда получает свое задание.

Цепочка чисел (Слайд 12), для команд х = 2,3 и х = 1 (1 мин)

Ответ: если х=2,3, получается число 2,8

              если х=1, то получается число 1

Вычистить: (Слайд 13)   (1 мин)  

Ответы: 15 и 80

Критерии оценки: кто первый правильно выполнит задание – 1б

Выполнить вычисления: (Слайд 14, 15) (2 мин)

Критерии оценки:  команда, назвавшая слово первой получает 3б

Ответы:

   6,8 : 2=3,4                              0,3 : 6=0,05

  10,5 : 5  =2,1                           2,4 : 4=0,6

  80,64 : 8=10,08                       1:4=0,25

  Заранее подготовленный доклад  2 учащихся о бабочках  Монарх. (2 мин)

 

1-й ученик: МОНА́РХ (Danaus plexippus), бабочка семейства данаид. Размах крыльев — 75-100 мм. Окраска оранжево-желтая, с черным рисунком и белыми точками. Основной ареал вида расположен на американском континенте к югу от Канады.

Дальние миграции — одна из наиболее интересных особенностей бабочек этого вида. Монархи, обитающие в Сев. Америке, каждую осень отправляются на зимовку во Флориду, Мексику, на Кубу и Багамские острова, преодолевая расстояние около 3 000 км.      Много бабочек оседает в Юж. Калифорнии. В этих местах известны так называемые бабочковые деревья, на которых монархи зимуют из года в год, покрывая стволы и ветви живым ковром: на ветке длиной в 30 см может располагаться больше 100 бабочек.       Обычно зимующие монархи сидят неподвижно, и только когда солнце начинает припекать, медленно переползают в тень. К весне бабочки оживают, начинают посещать цветы и питаться, а затем постепенно откочевывают на север. В ходе миграции монархи приступают к размножению, откладывают яйца и погибают. Бабочки следующего поколения, появившиеся летом, продвигаются дальше на север, а осенью, подобно родителям, устремляются на юг, в места традиционных зимовок.

Монархи, обитающие в Юж. Америке, осенью летят к экватору, а весной возвращаются на юг.

2-й ученик: Способность монархов к длительным путешествиям не ограничивается сезонными перелетами в пределах одного материка. В течение 20 в. они пересекли Тихий океан и расселились на Гавайских островах, в Новой Зеландии и Австралии. Много раз встречали монархов и в Европе.

Другая интересная особенность этих бабочек связана с их несъедобностью для хищников. Гусеницы монархов питаются на растениях рода ластовник (Asclepias), содержащих гликозиды, токсичные для большинства позвоночных животных. Эти вещества накапливаются в теле гусениц и сохраняются в куколках и в телах взрослых бабочек, которые таким образом сами становятся ядовитыми. У птицы, съевшей бабочку-монарха, обычно наблюдается рвота. Яркая расцветка монархов служит примером предупреждающей опасности.

 

ЧЕТЫЕХУГОЛЬНИК С СЕКРЕТОМ (1,5 минуты)

Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других?  0,5 минут

(Слайд 16)

Оценка:  правильный ответ – 1б

 

Согласно закономерности, найденной между числами в первом четырехугольнике, определите недостающие числа во втором. (Слайд 16 ) 1 минута

Критерии оценки:  одно правильно названное число – 1б, 2 числа – 2б, 3 – 3б

 

КОНКУРС КАПИТАНОВ (мах 1 минута)

На проекторе в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Капитану необходимо показать все числа, называя их по порядку.  Когда первый капитан называет числа, второй в это время отворачивается. (Слайд 17)

Оценивание: на время, у какого  капитана было затрачено времени меньше, тот и побеждает и получает 1 б

 

ПОДУМАЙ! СООБРАЗИ!   ( 5 мин)

З а д а н и е : За определенное время необходимо решить как можно больше задач. Задачи у учащихся на карточках, проверка – презентация, устный разбор задач. (Слайд 18,19)

З а д а н и е 1 – й  к о м а н д е :

Торговка, направляясь на базар, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину их, да еще десяток, то у меня была бы целая сотня!». Сколько яблок было у торговки?  (60) – 5 баллов
Трехзначное число 87* делится на 5 и на 3. Какова последняя цифра? (0) – 2 балла
Хор, состоящий из 280 мальчиков и 105 девочек, исполняет задушевную песню.  К счастью, только четвертая часть мальчиков и третья часть девочек орет во все горло. Остальные только открывают рот. Найдите разность между мальчиками и девочками, орущими во все горло. (40) 5 баллов
Что всегда только увеличивается и никогда не уменьшается?  (Возраст) 1 балл
Чем больше из нее берут, тем больше она становится. (Яма) 1 балл

 

З а д а н и е 2 – й  к о м а н д е :

Внук спросил деда: «Сколько тебе лет?» дед ответил: «Если проживу еще половину того, что я прожил, да еще  год, то мне будет 100  лет».  Сколько лет деду? (66) 2 балла
Число яблок в корзине – двузначное число. Яблоки можно разделить поровну между двумя, тремя и пять детьми, но нельзя разделить между четырьмя детьми. Сколько яблок в корзине? (30) 5 баллов
40 человек вошли в автобус. Пятая часть купила билеты, а остальные заявили, что у них проездной. На самом деле проездной был только  у семи человек. Сколько человек поехали «зайцами»? (25) 5 баллов
Как может кошка зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя?  (Если поймает мышь) 1 балл
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4) 1 балл

Критерии оценивания:  на решение задач отводится определенное время, побеждает группа, которая набирает большее количество баллов.

 

НАЙДИ ОШИБКУ И РЕШИ УРАВНЕНИЕ (2 минуты)

Предлагается 2  задания с решениями. Командам необходимо найти ошибку и выполнить задание. (Слайд 20,21)

Например:

Р е ш и т ь уравнение :

2х + х • 8 = 7,2             2х +8х = 7,2  

3х • 8 = 7,2                   10х = 7,2

24х = 7,2                        х=7,2:10

х=7,2 : 24                       х=0,72

х = 3

О т в е т : 3                   О т в е т : 0,72

 

В ы ч и с л и т ь :

(63 – 42) • 25 = (18 – 16) • 25 = 2 • 25 = 50          

Ответ: (63– 42) • 25 = (216 – 16) • 25 = 200 • 25 = 5000                         

            

52 – 50 • 324 = 2 • 324 = 648

Ответ:  (52 – 50) • 324 = 2 • 324 = 648

Итог игры. (2 минуты)

- Пока жюри подсчитывает результаты, мы поговорим о пройденном уроке.

- Какие темы мы сегодня повторили?

Учитель словесно оценивает детей

Рефлексия (3 минуты)

(Слайд 22)Каждому учащемуся предлагается макет дерева и  плоды разных цветов.

Оглашаются победители. Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов. Команды награждаются грамотами 1 и 2 места. Все учащиеся получают сладкие  призы.

Список используемой литературы (Слайд 24, 25)


Просмотров: 145 | Загрузок: 48
Автор: Мамойко А.Д.
Теги: математика 5 класс
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar