Интегрированный урок по математике и истории в 5 классе "Числа в Великой Отечественной войне"

Цель урока:                                                                              (слайд 2)

Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроках математики;
Воспитание патриотизма, чувства уважения   к немеркнущему подвигу, стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству советского народа в годы  ВОВ.
Обобщить знания , умения и навыки действий с десятичными дробями.

 

    Оборудование:  ПК, экран, проектор; трафареты, презентация.

 

Ход  урока:

 

Организационный момент.
Основная часть:

 

1 ученик                 Навстречу раскатам ревущего грома                  (слайд 3)

                                     Мы в бой поднимались светло и сурово,

                                     На наших знамёнах начертано слово:

                                     Победа!

                                     Во имя Отчизны – Победа!

                                     Во имя живущих - Победа!

 

 2 ученик:                      Война закончилась. И пушки замолчали.

И годы сгладили великую победу.

И мы живём. И мы опять весну встречаем

Встречаем День Победы, лучший день в году!

 

1 ученик                        Они исполнили солдатский долг суровый,                   (слайд 4)

                                        И до конца остались Родине верны,

                                        И мы в историю заглядываем снова,

                                        Чтоб день сегодняшний измерить днём войны.

 

2 ученик                        Война закончилась. И заживают раны,

                                        И в день Победы по восторженной стране,

                                        Блестя наградами, шагают ветераны –

                                        Фронтовики, герои, совесть наших лет.

 

Учитель: (слайд 5)

Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины и высочайшей вершиной этого мужества стала Великая Отечественная война. Заровнялись траншеи, поросли травой воронки. В местах ожесточённых схваток, обильно политых кровью, выросли цветы. Но живёт в сердцах потомков память о тех, кто никогда не вернётся с полей великой битвы, кто отдал свои жизни ради счастья других людей.

Сегодня мы хотим вспомнить о тех, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны (звучит песня "Журавли”)

 

1 ученик                      Давно умолк войны набат,                                           (слайд 6)

   Цветут цветы в родном краю,

  Но будет вечно жить солдат,

  Что смертью храбрых пал в бою.

  Он сохранил тебе и мне

  И человечеству всему,

  Покой и счастье мирных дней

  И счастья тишину.

 

 Учитель. Память о прошлом, — это не просто свойство человеческого сознания, это способность сохранить следы минувшего. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силу и внушает веру. Вот почему наш народ так свято чтит память о подвигах тех, кто не жалел ни сил, ни самой жизни в великой войне.Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Безгранична наша скорбь о погибших в войну. Но силу, а не слабость рождает она. Силу, восхищённую подвигом людей. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины. Мы, жители России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Сегодняшний урок математики посвящаем победе Советского народа над фашистами. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.

 

2 ученик.          Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….             (слайд 7)       

                             Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

                             Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.

                             Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

                             Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

                             Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

                             Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...

                             Наш урок математики.

 

Учитель. 9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы.   А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и великое мужество народа.

 

1 ученица.       Год 1941-й. Июнь…                                                                  (слайд 8)

         Страна жила мирной жизнью,

         надеясь, что пожар войны,

         который уже разгорелся в Европе,

         не затронет нашу страну.

 

2 ученик.          Июнь… Клонился к вечеру закат.
                           И белой ночи разливалось море,
                           И раздавался звонкий смех ребят,
                           Не знающих, не ведающих горя.  

 

1 ученица.        Июнь… Тогда еще не знали мы,                                                  (слайд 9)
                           Со школьных вечеров шагая,
                           Что завтра будет первый день войны,
                           А кончится она лишь в 45-м, в мае. 

 

2 ученица.        Казалось, было холодно цветам,
                           И от росы они поблекли.
                           Зарю, что шла по травам и кустам,
                           Обшарили немецкие бинокли.

 

1 ученик.          Такою все дышало тишиной,
                           Что вся земля еще спала, казалось.
                           Кто знал, что между миром и войной
                           Всего каких-то пять минут осталось!

 

3.Устный счёт:

 

Учитель : (слайд 10) А сейчас прочитайте, пожалуйста, число 34032. Дайте его характеристику.

      1)Назовите разряды числа.

2)Назовите цифры в каждом разряде.

3)Назовите старший разряд.

4)Назовите цифру младшего разряда.

 

Ученики – Это число пятизначное; в нем 2 единицы, 3 десятка, 4 тысячи, 3 десятка тысяч;

Учитель - 34032 часа длилась самая кровопролитная и тяжкая в истории русского народа Великая Отечественная война.

Учитель - Когда началась война?  

               

Ученики  (слайд 11) 22 июня 1941 года

Учитель - 22 июня 1941 года – в 3 часа 30 минут германские войска перешли границу СССР, и началась война.

 

Учитель (слайд 12) Решите примеры устно, запишите ответы в строчку.

(4 человека работают у доски, остальные в тетради)

 

               2,5• 20           1,2• 50                5,5• 8                  6,5• 4

  

Ключ:      26                     50                      60                         44

 

                  5                       1                        9                          4

 

Учитель -  Соедините ответы с цифрой.

                     50                60              44               26

                       1                 9                4                 5

 

Учитель - Какое число получили? Что оно означает?

Ученики – 1945 – год окончания Великой Отечественной войны

Учитель - 9 мая 1945 года – был объявлен днем всенародного торжества – праздником Победы

 

Учитель (слайд 13)Какую годовщину Победы отмечает наш народ в этом году?

Ученики – 70– ю годовщину Великой Победы

 

Учитель (слайд 14) Чтобы увековечить победу в Великой Отечественной войне в 1945 году была учреждена медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».

Учитель - Запишите цифрами:

(2 человека работают у доски, остальные в тетради)

13670 тыс. = … человек награждены этой медалью

16 млн = … человек награждены медалью «За доблестный труд»

Учитель - Как вы думаете, кого награждали этими медалями?

Ученики – Этих медалей удостоены герои

 

Учитель (слайд 15) Одно из крупнейших событий Великой Отечественной войны – Курская битва. Около 50 дней длились ожесточенные бои. 12 июля 1943 г. под небольшим селом Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение второй мировой войны. Одновременно во встречном бою сошлось до 1200 танков и самоходных орудий. Сражение длилось до глубокой ночи и настолько обескровило немецкие дивизии, что на следующий день они вынуждены были отойти на исходные позиции. Победа в Курской битве окончательно переломила ход Великой Отечественной войны, стратегическая инициатива была вырвана из рук фашистов.

 

4 .Решение задачи.

 

Учитель (слайд 16) К началу этой военной операции обе армии насчитывали:

 

                              Сов. армия                                         Нем. Армия

 

Человек            6600 тыс.                                     ? на 1300 тыс. чел. >

  Орудий             105500 ед.                                   ? в 2 раза <

         Танков              ? на 4350 ед. >                            5850 ед.

         Самолетов        10200 ед.                                     ? на 49750 ед. <

(У доски задачу решают 2 ученика, остальные в тетради)

           

Учитель - Что вы можете сказать о готовности обеих армий?

Ученики - В ходе Курской битвы 5 августа 1943 года были освобождены города Орел и Белгород

Учитель - В честь освободителей Белгорода и Орла Москва салютовала 24 залпами из 120 орудий.

      Учитель - Сколько залпов прогремело, если бы их производили поочередно?

(1 человек работает у доски, остальные в тетради)

               24 * 120 = 2880 залпов

 

 Учитель (слайд 17)  Расшифруйте фамилию, имя, отчество великого полководца, который от имени и по поручению советского Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 года принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии.

 

               ЗАДАНИЯ:

1-0,3=0,7-г
0,28+2=2,28-е
2,6+1,9=4,5-о
15,4-4=11,4-р
0,5+0,2=0,7-г
0,08+0,02=0,1-и
0,52+0,009=0,529-й
2+6,2=8,2-к
6,2-1,7=4,5-о
2,4+5,3=7,7-н
6,38+0,62=7-с
0,32-0,06= 0,26- т
0,5+0,45=0,95-а
9,9-2,2=7,7-н
0,2+0,06= 0,26- т
9,5-9,4=0,1-и
7,9-0,2=7,7-н
10,3-5,8=4,5-о
0,9-0,4=0,5-в
0,07+0,03=0,1-и
9,64-1,54=8,1-ч
 0,003+0,05=0,053-ж
  0,6-0,04=0,56-у
9,8-1,6=8,2-к
1,3+3,2=4,5-о
6,2-5,7=0,5-в

 

 Учитель (слайд 18)     ОТВЕТ: Георгий Константинович Жуков.

 

 Учитель (слайд 19)     Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.

 

I      ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100   

 (1896г – год рождения)

 

II     ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100

  ( 1974 г. – год смерти )

 

Учитель: (слайд 20) В час великих испытаний понятным и близким для всех стали призыв: “Родина-мать зовет!”. Откликаясь на него, тысячи советских людей уходили добровольцами  на фронт, туда, где решалась судьба родины. По инициативе трудящихся формировались дивизии народного ополчения, истребительные полки и батальоны. Женщины, старики и подростки заменяли уходящих на фронт и самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях, на строительстве оборонительных сооружений.

 Разрушили 1710 городов в СССР,
 Более 700000 сел и деревень.

Лишили жилья более 25 млн. человек.

Угнано на каторгу около 5 млн. советских людей.
Превращены в руины 31850 предприятий.

 

Учитель (слайд 21)  Хотя и минуло 70 лет со дня Победы, но о войне и ее героях еще не все сказано. Поисковые группы, исследователи до сих пор ведут большую работу по восстановлению имен погибших и увековечиванию их памяти.
«…Смерть всегда преждевременна.  Я видел, как умирают те, кому не было и пятидесяти и сорока и тридцати и двадцатилетние. На войне от свежих ран и не на войне – от старых. Умирают, не дожив, не доработав, не долюбив …. Пусть живущие помнят об этом, живущие, которые живут потому, что не дожили те …Это сказал человек, за плечами которого пролегли суровые годы войны, и он, и все, кто был в ту суровую годину испытаний, все они, имеют право требовать от нас, чтобы мы помнили, какой ценой заплатил наш народ за право быть свободным.

 

2 ученица    Вновь скупая слеза сторожит тишину.

                       Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

                       Сколько юных тогда не вернулось назад,

                       Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

                       Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

                       Ты послушай святую минуту молчанья.

Учитель. Почтим светлую память погибших в этой войне минутой молчания (минута молчания).

Учитель. Долг живых - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Иначе нельзя

 

 1 ученица   Путь истории - он нескончаем.

                      Тем путем мы не просто идем,

                      А идем, за него отвечая!

                      И, как старшие, не подведем!

 

Учитель. Вот и подошел к концу наш урок, посвященный 70-летию Победы! Что я хочу вам пожелать: я желаю вам побольше знаний. От знаний ваших зависит будущее нашей Родины – наша страна!

 

5. Итог урока. Рефлексия.

- Над какой темой работали на уроке?

- Что выполняли на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? Что помогло выполнить задания?

- Что хотелось бы еще узнать? Как оцениваете свою работу на уроке?

- Сформулируйте правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.

 

6.Домашнее задание:  выбрать одну из предложенных  тем для индивидуальной проектной  деятельности.

 

Темы проектов:

Задачи на движение, содержащие тему Великой Отечественной войны.
Математические кроссворды.
Числовые выражения, значениями которых являются знаменательные даты Великой войны.


Просмотров: 259 | Загрузок: 62
Автор: Дорохова Г.И.
Теги: великая отечественная война
Предмет: Математика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar