Конспект и презентация к уроку литературного чтения "М. М. Пришвин "Ребята и утята"

Цели урока: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам;  учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах.  оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка

Тип урока:   урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку,  карточки с пословицами,  карточки с заданиями, цветок - ромашка с заданиями.

Компьютер,  мультимедийный проектор, учебник.

 

Этап урока,

время

Деятельность  учителя

Организация мотивации деятельности учащихся на уроке. (2мин) 

Цель: формирование положительного настроя на урок.

2 слайд:  Отгадайте загадку.

Светит, сверкает

Всех согревает.

 Посмотрите, что мы видим на слайде?

А что дарит солнышко?

Дети возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбку и тепло.

Какое настроение у вас, когда смотрите на солнышко?

Чтобы поработать хорошо, надо настроение хорошее, а ещё что надо?

Актуализация опорных знаний.

(4  мин)

1. Речевая разминка

Цель: тренировка речевого аппарата, развитие выразительного чтения.

3 слайд:  Проведём речевую разминку.

- Прочитать скороговорку по слогам.

- Прочитать с удивлением.

- Прочитать весело.

- Прочитать сердито.

Уточка – вертихвостка

Ныряла да выныривала

Выныривала да ныряла.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: проверка знаний и выполнение домашнего задания.

Постановка учебной задачи.(2мин)

Цель урока: выразительное чтение текста, выборочное чтение, чтение по ролям, пересказ, беседа по вопросам.

Совершенствование умений работы над содержанием текста. (26 мин.)

1.Чтение « по цепочке».

(4 мин.)

1 часть. Утка повела ребят к озеру.

2. Выборочное чтение

(4 мин.)

2 часть. Ребята ловили утят.

4 слайд. Что мы изучали на прошлом уроке?

А сейчас проверим, что вы знаете

О писателе и его рассказе? (слайд5)

1.О чём он писал?

1. Каким человеком был Пришвин?

2. Кто главные герои?

3.Расскажите об уточке чирке – свистунке. ( Слайд 6)

Какую работу с текстом мы провели?

А ещё  какие виды работы с текстом вы знаете?

Определите цели урока, используя опорные слова: ( Приложение 1)

Мы познакомимся с ….

Мы вспомним…

Мы будем учиться …

Мы сможем поразмышлять…

Сегодня на уроке продолжим  анализировать текст.

Чтение вслух «по цепочке» первой части.

Придумайте свои вопросы к  первой части.

Найдите ответы на вопросы в тексте.

– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Зачем ребята это делали?

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

 – Докажите строчками из произведения.

 – Могла ли утка кричать?

 – Докажите строчками из произведения.

 – А какое чувство пережили утята?

 – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

 – А какое слово вы кричите, когда боитесь?

  – А ваша мама переживает за вас?

 – Как она ведет себя при этом?

 – Как в рассказе чаще всего называют уточку?

– А какая она мама?

 – Вам её жалко?

Слайд 7.

 Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность .

3. Чтение по ролям (4 мин.)

3 часть. Приказ взрослого.

 Игра «Ромашка»

Ребята, 3 часть читаем по ролям.

Игра «Ромашка» (Приложение 2)

Вопросы .

1. Кто помешал ребятам?

2. Что он спросил?

3. Смогли ли они объяснить свой поступок?

4. Какое приказание дал им взрослый?

5. Что вы можете сказать о ребятах, какие они?

Физминутка.

 ( 3 мин.)

Танец маленьких утят

Совершенствование умений работы над содержанием текста. (Продолжение)

4. Пересказ.

 (4 мин)

Беседа по вопросам.

4 часть. Семья продолжает путешествие.

Перескажите 4 часть. Ответьте на вопросы:

– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

 – Как шла уточка-мать в начале рассказа?

 – А почему сейчас она побежала впереди?

  – Как Пришвин попрощался с утятами?

 – Что он сделал при этом?

– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

 – Перед кем этот знак уважения?

 – Почему?

 – Как мальчишки на это прореагировали?

 – Почему?

 – Что пожелали люди уточке?

5. Работа в парах.

(3 мин)

Игра «Собери пословицу».

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходят эти пословицы?
– Почему? ( Приложение 3.)

Умел ошибиться – умей и поправиться

Один за всех, все за одного.

Дитя плачет, а у матери сердце болит.

Сначала думай – потом делай.

Добрый пример, лучше ста слов.

За правое дело, стой смело.

6. Работа над иллюстрацией.

(3 мин)

- Посмотрите на иллюстрацию:
- Кто изображен на переднем плане?
- Что они делают? 
- Кто изображен на заднем плане?
- Что они делают?

-Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией

Подберите к этой иллюстрации  подходящее название.
Какие вы бы картины нарисовали  к этому рассказу?

7.Работа в мини-группах.

(4 мин)

Проблемы. ( Приложение 4)

 Какие правила поведения мы должны соблюдать в природе?

Если вам пришлось выступить в роли защитников уточки, какие бы вы слова сказали мальчикам? (слайд 8,9,10 , 11)

Подведение итогов урока.

(3 мин.)

Как автор назвал свой рассказ?

 – Почему?

Чему научил М.Пришвин нас своим рассказом? (слайд 12,13)

 

Какой ты читатель? (слайд 14)

( Приложение 5)

1.Произведение «Ребята и утята» 

      - это сказка

2.Главными героями были дети

 и семья уточки

3. При встрече с утятами ребята

пропустили их вперед

4.Уточка пыталась спасти утят,

бегая за мальчишками и утятами

5.Пришвин разговаривал с ребятами

ласково

6.Ребята  смогли объяснить свой

поступок

7.Уточка бросила своих утят

8.Рассказ учит нас не обижать

беззащитных, не проходить мимо беды

Рефлексия (3 мин.)

Цель:

Выяснить степень усвоения рассказа.

1.Продолжи:

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Я понял, что….

У меня получилось…

Меня удивило…

Урок дал мне  для жизни…

Мне захотелось….

2. Выставление и комментирование отметок.

3. (Слайд 15) Хочется закончить урок такими словами. « Всё хорошее в природе -   от солнца. А всё лучшее в жизни – от человека»

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.(2 мин)

Написать мини- сочинение « В защиту уточки».

Выполнить пересказ рассказа от любого лица.

 

Литература:
1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение».1 часть. М., «Просвещение», 2013 
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 2013. 
3. Интернет ресурсы.

4. Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС. Бирюкова М..В.


Просмотров: 880 | Загрузок: 116
Автор: Мамашева Ю.А.
Теги: пришвин
Предмет: Литература


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar