Сценарий и презентация внеклассного мероприятия "Бородино"

Цель:

Выявить художественную идею стихотворения М. Ю.Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников Родины;·

Формировать навыки выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, исследовательской работы с текстом;·

Знать биографию М.Ю.Лермонтова.

Воспитывать патриотические чувства в ходе выявления художественной идеи произведения.

Слайд 1.

Здравствуйте ребята, взрослые, сегодня мы собрались здесь по очень важному событию, сегодня юбилей у стихотворения «Бородино», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов.

 Книга – написана в 1837 год

  Слайд 2

 

Игра- соревнование

 

Цель игры:

 - Практическое применение школьных знаний, проверка способности мыслить продуктивно в условиях стресса - волнения, дефицита времени.

 ·-Развитие слухового внимания, долговременной и оперативной памяти ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.

· В игре участвуют 2 команды   (Жюри три человека)

 

Ведущий читает вопросы, играющие внимательно слушают его до конца.

Выигрывает та команда, которая даст правильный ответ раньше всех

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается соперникам.

Выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

 

Ход литературного ринга:

 

Ведущий: Итак, дорогие ребята, сегодня мы встретились с вами, чтобы выявить знатоков стихотворения «Бородино». На нашем литературном ринге вы должны проявить свою эрудицию, показать свои знания, умение работать в коллективе, показать лидерские качества. 

 

1 раунд «Разминка»: выявление степени готовности команд к состязанию.

Заполните пропуски:

Слайд 3-4

 

Вопросы по очереди.

 

Родился в  ---------   Мать умерла рано,

и поэта воспитывала

  ------------ Елизавета

Алексеевна Арсеньева.

 

Родился в Москве.

Мать умерла рано,

и поэта воспитывала

бабушка Елизавета

Алексеевна Арсеньева.

 

Слайд 5-6

Где прошли детские годы М. Лермонтова?

(В селе Тарханы )

 

Какое М.Лермонтов получил образование?

 (Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).

 

Слайд 7-8

 

В 14 лет Михаил поступил в Благородный

 пансион в Москве,  а после его окончания в

Московский университет. Но учиться там

поэт отказался. Бабушка и внук приняли

решение 

 

Ответь на вопросы:

Слайд 9 -10

Когда было написано стихотворение «Бородино»? ( К 25-летию великого

сражения Лермонтов пишет стихотворение «Бородино» о доблести русских воинов)

 

Слайд 11-12

Земляные укрепления с валом и рвом? (Редут)

Стоянка в поле для ночлега и отдыха? (Бивак)

Басурман – это …. (Враг)

Картечь - …. (Артеллерийский снаряд)

Головной убор из кожи?   (Кивер)

Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»? (Отечественная война 1812 года)

Военная специальность героя стихотворения?   (  артиллерист)

Что такое редут?( полевое укрепление)

12. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино»?  (Патриотизм)

 

«Театральная»   инсценировка 5 класса

Вопрос 6 классу: Что инсценировали пятиклассники?

 

Слайды 13-14

 

Кто это?

 

(Наполеон, Кутузов)

 

Слайд 15

«Исследование»

Исследовательская работа с текстом.

- Найдите в речи рассказчика слова:   Я,  НАШЕ,  МЫ, ВЫ. Сколько раз употреблено слово «Я»? Чем объясняется такое употребление? (В речи рассказчика всего два раза употребляется слово  «я». Чаще всего встречаются слова «наше», «мы».

 

А как вы думаете почему «Я» очень мало.

Слайд 16

Вывод: Рассказчик чувствует единство с теми, кто самоотверженно защищает родину, он не подчёркивает личного героизма, а восхищается мужеством всего русского войска).

«Театральная»   инсценировка 6 класса

 

Вопрос 5 классу: Что инсценировали шестиклассники?

Тест 4 человека по 2 от команды

Слайд 17 -18  проверка теста

«Значение фразы»  

 (Какие моменты Отечественной войны изображены в стихотворении?)

- Какое значение имеют фразы:

«Ведь были ж схватки боевые…»

«Мы долго молча отступали…

 

 (Лермонтов точен в изображении войны, он указал, что русская армия с начала вторжения неприятеля и до Бородинского боя имела немало серьёзных сражений

«Ведь были ж схватки боевые…»,

(Отражён в стихотворении и первый этап войны, и отношение к нему армии .

(«Мы долго молча отступали)

Слад 19

«Актерское мастерство»

– А теперь давайте поиграем. К доске вызываются учащиеся (два  человека), им выдаются склееннные из картона киверы. Школьникам предлагается прочесть по очереди (по одной строфе) рассказ старого солдата:

5 класс

– Да, были люди в наше время,

 Не то, что нынешнее племя,

 Богатыри – не вы!

 Плохая им досталась доля:

 Немногие вернулись с поля…

 Не будь на то господня воля,

 Не отдали б Москвы!

6 класс

 Забил заряд я в пушку туго

 И думал: угощу я друга!

 Постой-ка, брат, мусью!

 Что тут хитрить, пожалуй к бою;

 Уж мы пойдём ломить стеною,

 Уж постоим мы головою

 За родину свою!

 

– Ребята, скажите вам понравились рассказчики? Молодцы.

 

«Что, как, почему»

1– Что волнует молодых солдат? (Они  не понимают, почему была сдана Москва).

2 – Почему так важно было отстоять Москву? (Символ независимости, могущества нашей Родины).

3– Как вы понимаете выражение «у наших ушки на макушке»? (Не спят, в любой момент готовы принять бой).

4– Как вы понимаете выражения: «плохая им досталась доля», «немногие  вернулись с поля»? (Пришлось воевать, погибли).

В чем особенность построения стихотворения?

(Диалог и монолог).

5- От чьего имени ведется рассказ?

 (от имени «могучего племени»,  русских солдат- героев, вынесших эту войну на своих плечах и победивших могущественного врага, покорившего всю Европу)

6- Что возмущало солдат?

(возмущало досадное отступление, хотелось побыстрее дать отпор ненавистному врагу)

7- О чем печалится солдат и чем гордится?

(печалится старый воин о потерях своих друзей и товарищей)

 

Слова жюри. Подведение итогов. Слайд 20

Итог мероприятия

– Ребята, как называется стихотворение, которое мы прочли на уроке? («Бородино»).

 – Кто написал это стихотворение? (М.Ю.Лермонтов).

 – О каком событии рассказывает это стихотворение? (О Бородинском сражении).

 – Как сражались русские солдаты? (Самоотверженно, не жалея сил).

- Чему уделяет большее внимание поэт – описанию боя или душевному состоянию его участников? (Поэта больше всего интересует не само сражение, не события, не факты (этим стихотворение «Бородино» отличается от исторического произведения), а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа. В лермонтовском стихотворении показан поэтический образ русского человека в тот момент, когда решается судьба его родины).

Рефлексия.


Просмотров: 350 | Загрузок: 63
Автор: Югова И.А.
Теги: Лермонтов, война 1812
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar