Сценарий и презентация игры по истории "Древний Египет"

Цели:

Образовательные: систематизировать и обобщить знания учащихся об истории Древнего Египта; умение применять имеющие знания для решения конкретных задач; закрепить навыки работы в команде.

Развивающие: развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, развить умения школьников применять знания при решении задач и обсуждении теоретических вопросов; развивать логическое и творческое мышление, умение обосновывать свои высказывания.

Воспитательные: способствовать воспитанию навыков коммуникативного общения и культуры речи; воспитывать внимательность и аккуратность.

Форма урока: урок-игра.

Тип урока: Обобщающий урок.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент (1-2 мин.)

Вступительное слово учителя. Проверка готовности к уроку. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на уроке, посвященному Древнему Египту – стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства. О Древнем Египте можно говорить много и долго. Но пришла пора мне проверить ваши знания, а вам продемонстрировать свои умения использовать эти знания при решении конкретных задач. Давайте это сделаем в ходе игры.

В нашей игре участвует 2 команды (состав команд формируется заранее).   Вам предстоит участвовать в разминке, затем принять участие в интерактивной игре «Исторический сундучок» и поработать с текстовыми источниками информации.

 

II. Содержание урока.

Разминка (4 мин). Представляет из себя блиц-опрос.

За каждый правильный ответ команда получает 10 баллов.

Царь Древнего Египта (Фараон).
На каком материке находится Египет? (Африка).
Первая столица Древнего Египетского царства (Мемфис).
Место в пустыне, где есть растительность и вода (Оазис)
Речные каменистые преграды. (пороги).
Здание, где люди поклонялись богам (Храм).
Какого цвета одежду чаще всего носили древние египтяне и почему? (Белого, чтобы спастись от палящих солнечных лучей).
Вряд ли будет разумным носить два головных убора сразу, но один древний египтянин делал именно так. Что это за головные уборы? (Короны Верхнего и Нижнего Египта).
Устье Нила, разделенное на несколько рукавов. (Дельта).
Французский ученый, разгадавший тайну египетских иероглифов. (Шампольон).

 

2.Интерактивная игра «Исторический сундучок» (20 мин)

Слайды 1, 2.

Учитель: Переходим к основной части нашего урока. Пришла пора познакомимся с правилами интерактивной игры «Исторический сундучок».

Правила игры:

В игре могут участвовать 2-5 команд (состав которых формируется заранее). Каждой команде предоставляется право выбрать вопрос из сундучка соответствующей стоимости: 400, 300, 200, 100. Если участники одной команды неверно отвечают на данный вопрос, то играет следующая команда.Если ни одна из двух команд не дала правильного ответа, то предлагается ответить болельщикам(гостям). Затем после правильного ответа по щелчку мыши на значок «Игровое поле» на экране осуществляется возврат таблицы, и выбор вопросов продолжается. Вопросы, которые уже были выбраны, из игры выходят, т.е. стоимость их не будет видна. На обдумывание и формулировку ответа дается максимум 1 минута, после чего слушается ответ. (Право первого хода определяется через жеребьевку среди команд).

Для определения победителей подсчитывают общее количество баллов.

Слайды 3-22.

Вопросы (100 баллов)

Это самое большое каменное сооружение, воздвигнутое архитектором Хемиуном. Высота сооружения -146,6 м, сторона основания -233 м. Древние  греки считали их первым из «семи чудес света».(пирамида Хеопса)
  Огромная статуя льва с головой человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх каменный великан.(сфинкс)

 

Вы знаете, что многие египетские боги и богини были наделены чертами животных или птиц. В образе этого животного древние египтяне изображали небо и богиню неба Нут. (корова)
Этот материал был основным материалом для письма, который использовали древние египтяне (папитрус)
Египтяне заботились о сохранении тела умершего фараона, превращая его сначала в мумию. А затем  мумию клали в гроб, на котором писали заклинания и изображали богов. Как назывался гроб фараона?(саркофаг)

 

Вопросы (200 баллов)

1.. Именно таким образом, согласно правилам древнеегипетского искусства, требовалось изображать на рисунках лицо человека ( в профиль)

2. Этот фараон прославился как великий завоеватель, именно он во II тыс.до н.э. совершил ряд завоевательных походов в Нубию, Сирию, Ливию и другие страны. Назовите имя фараона.(Тутмос 3)

3. Приспособление, с помощью которого египтяне поднимали воду из каналов на поля, расположенные выше линии разлива Нила. Назовите приспособление и опишите его.(шадуф)

4. Этот греческий ученый считается «отцом истории»,  именно ему   принадлежат слова: «Египет – это дар Нила».(Геродот)

5. После смерти человек попадал в «царство мертвых».На суде Осириса на одной чаше весов лежало сердце умершего, а на другой этот предмет. Назовите его.(статуэтка богини Маат)

Вопросы (300баллов)

Это учреждение  древние египтяне называли “Дом папируса”. (библиотека)
Во времена древнего Египта не было современных средств связи, но его жители не отчаивались по этому поводу. Они научились использовать этих птиц для передачи сообщений друг другу. Что это за птицы (голуби)
В древнем Египте было большое количество профессий, но большинство юношей  стремились получить именно эту профессию.  Назовите ее. (писец, не выполнял тяжелой работы и получал большое жалование)
Первыми их стали почитать земледельцы; бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них; в XV веке до н.э. фараоны запретили держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой; их древнеегипетское название – “миу»(кошки)
Уважаемым человеком в Древнем Египте был тот, кто, ведя наблюдение за звездами, их положением на небе в разное время года, мог предсказать время разлива Нила. Назовите профессию этого человека.(астроном)

Вопросы (400 баллов)

Египетские женщины и мужчины носили макияж зеленого цвета (сделанный из меди) и черного (свинцовый). Считалось, что такой макияж обладает исцеляющей силой. Изначально макияж использовался не для красоты, а для чего? (для защиты от солнца)
Богатые египтяне носили парики, победнее – просто заплетали волосы в хвосты. До 12 лет мальчики брились наголо, оставляя только небольшой заплетенный хвостик . Для чего это делалось7 (для защиты от блох и вшей)
Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным. Белые  и голубые цветы его, раскрывающиеся к ночи, приятно пахнут. Цветы, бутон и листья часто изображались на орнаментах.(лотос)
Когда мумифицировали тело человека, из него вынимали все органы, за исключением сердца. Почему сердце оставляли нетронутым?(в нем находилась душа)
Примечательно, что жители Древнего Египта никогда не называли свою страну Египтом. Еще интереснее, что и современные египтяне также не называют свою страну Египтом, а употребляют такие названия, как Маср или Миср. Как же называли свою страну древние египтяне? (Та-Кемет)

3 задание: «Жили ли они?»

Вы знаете, что историю делают люди. Поэтому следующее задание я назвала «Жили ли они?». Каждая команда получает карточку с зданием. Из предложенного списка вам надо  в левую колонку выбрать тех, кто были реальными историческими лицами, а в  правую тех, кто ими не являлся, а известен вам из мифов и сказаний о богах. Вам нужно объяснить ваш выбор. На выполнение задания дается 2 минуты. За правильное соотнесение  и устное объяснение вы получаете 10 баллов. И того всего вы можете получить за задание 80 баллов.

 

1 команда: Сет, Апоп, Хеопс, Бастет, Тутмос III, Амон, Синухет, Рамзес.

Реальные  исторические лица

Не являлись историческими личностями

 

2 команда: Анубис, Исида, Тутанхамон, Маат, Клеопатра, Тот, Шампольон, Себек

Реальные  исторические лица

Не являлись историческими личностями

 

4 конкурс: Представьте себе, что в песках Египта был найден древний папирус с иероглифами, но некоторые места текста были утеряны со временем и ваша задача восстановить текст, заполнив пропуски в предложениях. За каждый правильно заполненный пропуск команда получает 10 баллов. Максимальный балл -50.

1 команда: Египет располагался на  _______________ Африки: от_______________________ моря на севере и до первого порога на реке _______ на юге, от _______________________ моря на востоке до _____________________________ пустыни  на западе.

2 команда: Сначала в долине реки ________ существовало много мелких государств, которые со временем образовали два крупных: ______________ Египет и ________________ Египет. Примерно в ___ тыс. до н.э. они объединились в одно государство, во главе которого стоял ______________.

Пока подводятся итоги игры, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке. Вы проявили свои знания и умения, поддерживали друг друга в течение игры, получи навыки работы в команде. И сейчас я хочу предложить вам оценить нашу с вами работу. Каждый получает пакет символов: солнце- мне все понравилось на уроке, месяц – понравилось, но чего-то не хватило, тучка – от урока ожидал большего.

Итак результаты.

Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и встретим на пути – Древнее Двуречье, Финикию, Ассирию, Персидскую державу, Китай, Индию. Спасибо за работу на уроке. Можете быть свободны.  До свидания.


Просмотров: 444 | Загрузок: 83
Автор: Гадеева Л.Г.
Теги: древний египет
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar