Рабочая программа к УМК А.А.Вигасина, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкой "История Древнего мира"

Рабочая программа по истории для основной школы предназначена для учащихся 5 класса МАОУ СОШ №2.

   Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897;
Примерные программы по учебным предметам;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Письмо «О Примерной ООП ООО №03-776 от 01.11.2011);
Основная образовательная программа начального и основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах;
Устав Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2».

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального (основного общего) образования), преемственность с программой начального общего образования.

 

 Учебно-методический комплекс
 Общие цели и задачи

      Цель изучения курса: освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России  в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Исходя из поставленной цели определены общие задачи изучения курса:      

1. сформировать у обучающихся ценностные ориентиры для этно-национальной, культурной самоидентификации  в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
воспитать толерантность, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
сформировать способность к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развивать у обучающихся интеллектуальных способностей и  умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и  применять их в разных ситуациях;
сформировать у обучающихся способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней  Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

 

1.4. Общая характеристика учебного предмета

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает  использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее  актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

 

1.5. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Школьный предмет история должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета  два  учебных часа в неделю). 

В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам  - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» — 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах  (самостоятельные работы, тестовые задания).

1.6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В процессе использования приобретённых учебных действий в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки обучающихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной  и  религиозной  принадлежности и др.). Следует иметь в виду, что предметная часть результатов  проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки  массовых социологических исследований.

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

-  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

 

2. Учебно-тематический план

 

Раздел программы

Вводный урок

Жизнь первобытных людей

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники

Древнейшие люди.

Родовые  общины охотников и  собирателей.

Возникновение  искусства и религиозных верований.

Входящая диагностика

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Возникновение  земледелия и  скотоводства.

Появление неравенства и знати.

Повторение раздела «Жизнь первобытных людей»

Глава 3. Счет лет в истории

Древний Восток

Глава 4. Древний Египет

Государство  на берегах Нила.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.  

Жизнь египетского вельможи.

Военные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Искусство Древнего Египта

Письменность и знания древних египтян.

Глава 5. Западная Азия в древности

Древнее Двуречье.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Финикийские мореплаватели

Библейские сказания.

Древнееврейское царство.

Ассирийская держава.

Персидская держава «царя царей».

Глава 6. Индия и Китай в древности

Природа и люди Древней Индии.

Индийские касты.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Первый властелин единого Китая.

Повторение раздела «Древний Восток»

Промежуточная диагностика

Древняя Греция

Глава 7. Древнейшая Греция

Греки и критяне.

Микены и Троя.

Поэмы  Гомера «Илиада»

Поэмы  Гомера «Одиссея»

Религия древних греков.

Глава 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Зарождение демократии в Афинах.

Древняя Спарта.

Греческие колонии на берегах Средиземного и  Чёрного  морей.

Победа греков над персами  в Марафонской битве.

Нaшecтвие персидских войск на Элладу.

Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э. и расцвет демократии

В гаванях афинского порта Пирей.

В городе богини Афины

В афинских школах и гимназиях

В афинском театре

Афинская демократия при Перикле.

Глава 10. Македонские завоевания в IV (4-м) веке до н.э.

Города Эллады подчиняются  Македонии.

Поход Александра Македонского на  Восток.

В Александрии Египетской.

Повторение раздела «Древняя Греция»

Древний Рим

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Древнейший Рим.

Завоевание Римом Италии.

Устройство Римской республики.

Глава 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

Вторая война Рима с Карфагеном.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.

Рабство в Древнем Риме.

Глава 13. Гражданские войны в Риме

Земельный закон братьев Гракхов.

Восстание Спартака.

Единовластие Цезаря.

Установление империи.

Глава14. Римская империя в первые века нашей эры

Соседи Римской империи.           

В Риме при императоре Нероне.

Первые христиане и их учение.

Расцвет Римской империи  во II в. н.э.

Вечный город и его жители

Глава 15. Разгром Рима Германцами и падение Западной Римской империи

Римская империя при Константине.

Взятие Рима варварами.

Повторение раздела «Древний Рим».

Итоговое повторение.

Итоговая диагностика

 

4.Материально-техническое обеспечение программы

 

Настенные исторические карты

Древние государства мира.
Рост территории государств в древности.
Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. — III в. н. э.).
Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
Древняя Греция (Vb. до н.э.).
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
Древняя Италия.
Рост Римского государства в период республики и им­перии.
 Рост Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.
Римская республика в III—I вв. до н. э.
 Римская империя в I—III вв. н. э.

  13.Римская империя в IV—V вв. Падение Западной Римской империи.

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира

Интернет -ресурсы

1.         Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

http://www.rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2.         Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3.         Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

•             История Древнего Египта:

http://maat.org,ru/about/lectures.shtml       

http://www.kemet.ru 

•          Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http://www,earth-history.com

•          Мировая художественная культура. Древний мир: от пер­вобытности до Рима:

http://www.mhk.spb.ru

•             Античная мифология:

http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

•             Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 http://www.verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Электронные ресурсы

                Атлас Древнего мира. — М.: Новый ДИСК.

 

Список литературы для учителя

Основная литература

Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологиче­ский словарь / М. В. Агбунов. — М., 1994.
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. — СПб., 1994.
Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. — М, 2005.
Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. — М, 2008.
История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. — М., 2000. — Ч. 1—2.
Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. — М., 1998.

10.         Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. — М., 1990.

Тематическая литература

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. — М., 1998.
Геродот. История / Геродот. — М., 1993.
Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. — М., 1974.
Знаменитые греки и римляне. — СПб., 1993.
История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. — СПб., 2005.
Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. — СПб., 2003.
Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Ко­лобова, Е. Л. Озерецкая. — М., 1959.
Микель П. Древняя Греция / П. Микель. — М., 1999.
Мифы Древней Греции. — М., 2001.

НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для де­тей / Д. Низолм. — М., 2001.
Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. — М., 1994.
Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская импе­рия / И. С. Свенцицкая. — М., 2003.
Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.
Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждён­ные / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века ре­спублики / Н. В. Чеканова. — СПб., 2005.
ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. — М., 2006.
Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.

 

5.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

    1. Знание хронологии, работа с хронологией:

указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2.        Знание исторических фактов, работа с фактами:

характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3.        Работа с историческими источниками:

читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

—      сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4.        Описание (реконструкция):

—      последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

—    характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

—      на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5.       Анализ, объяснение:

различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);
соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;
различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6.     Работа с версиями, оценками:

приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7.       Применение знаний и умений в общении, социальной   среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).
способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;
способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;
способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;
способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

 

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.


Просмотров: 169 | Загрузок: 60
Автор: Кузьмина О.В.
Теги: Древний Мир
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar