Конспект и презентация урока по теме: "Финикийские мореплаватели"

Цели: - познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского.

            - развивать умение работать с учебником и находить нужный материал.

            - развивать умение работать в группах

Оборудование: карточки для работы в группе, для проверки д/з, ноутбук, презентация, мультимедийная установка.

        

                            Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания по теме: « вавилонский царь Хаммурапи»

- Ответьте только « верно или неверно» представленное утверждение

 

1. В борьбе за господство между городами Двуречья победил город Вавилон.

2. Самым могущественным царём был Хаммурапи.

3. Более 100 лет назад был найден свиток, с ровными рядами клинописи, на котором были записаны законы.

4. В Древнем Вавилоне преступников обычно заставляли испытать то же самое, что они причинили своей жертве.

5. Все в Вавилоне были равны: и свободные люди, и рабы.

6. Ростовщики- это люди очень высокого роста.

7. Законы в Вавилоне отражали только интересы богатых людей.

ОТВЕТ: Финикия

 

3. Сообщение темы и целей урока.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, почему я выбрала именно его?

- тема нашего сегодняшнего урока « Финикийские мореплаватели».

- Исходя из темы урока, чтобы вы хотели сегодня узнать?

 

Сегодня на уроке мы познакомимся с местоположением и природными условиями, занятиями жителей Финикии, узнаем о древних городах и ремеслах финикийцев.

На восточном побережье Средиземного моря располагалась Финикия.

 

- Работать мы будем по плану ( сл. 2) :

            1. Города финикийцев.

            2. Торговцы и морские разбойники.

            3. Финикийские колонии.

            4. Древнейший алфавит.

 

( сл. 3) задание на урок:

Справедливо утверждение  о том, что финикийцы были лучшими мореплавателями?

 

4. Изучение нового материала.

         1. Города финикийцев.

                   1) работа в группах.

- На протяжении нескольких уроков. Наше путешествие в прошлое пока проходило вдали от моря, на выжженных, засушливых плоскогорьях, пересеченных только реками, которые и давали жизнь людям. Сегодня на уроке  мы изменим маршрут и направимся в порт на восточном берегу Средиземного моря. Здесь располагалась Финикия, а в настоящее время находится государство Ливан.

( сл. 4)

Финикия – государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря.

- Сейчас я каждой группе раздам карточки, вы их изучите и ответите на вопросы:

 

( сл. 5) 1. Каковы природные особенности Финикии.

              2. Занятия финикийцев.

                                   Группа 1.

- Моя страна небольшая, но её расположение очень удобное. Сюда выходят торговые пути Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрёстке торговых путей расположены три хорошо развитых города: Библ, Тир и Сидон. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей, пригодных для пастбищ.

 

            Дополнительные сведения:

В целом климат был благоприятный. Лето продолжалось с конца апреля до конца октября, зима же была короткой – всего три месяца. За это время на жителей то и дело обрушивались холодные дожди. Температура воздуха летом достигала 27-31о тепла; зимой же наступали холода, которые иногда достигали 7 мороза, но чаще воздух был в меру прохладен – приблизительно +5оС. Самым неприятным явлением природы были суховеи, представлявшие серьезную угрозу земледелию

                       

                                               Группа 2.

У нас не было плодородных почв.  Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Когда поспевал виноград, спелые ягоды  сваливались в огромные каменные ящики, ногами люди выдавливали тёмно-красный сок, который мы в последствие

превращали в вино.  Из маслин, оливок делали душистое масло.  Оливковое масло и вино мы обменивали на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Брёвна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников – ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все наши жители прекрасные мореходы.

 

- Давайте подведём итог работы каждой группы и запишем выводы в тетрадь:

( сл. 6) Местоположение:

1. На побережье Средиземного моря.

2. Рек нет.

3. Почва неплодородная.

4. Много строительного леса.

( сл. 7)         Основные занятия финикийцев:

1)        мореплавание;                4) выращивание оливок и винограда

2)        торговля;

3)        ремесло ( ювелирное, резчики по слоновой кости и дереву)

( сл. 8)

- Из прочного дерева строили финикийцы свои быстроходные корабли. Вдоль бортов сидели прикованные к скамьям гребцы-рабы. Хозяин приказывал доверху загрузить судно товаром.

( сл. 9) В финикийских городах было много искусных ремесленников, изготовлявших украшения из золота и серебра, резчиков по дереву и слоновой кости. Здесь было изобретено прозрачное стекло. До сих пор ученые не знают, какому народу следует отдать первенство в изобретении стекла. Однако, несомненно, что производить стекло различных сортов – от темного и непрозрачного до бесцветного и прозрачного – стали именно в Финикии. Где же его применяли? Стекло в древние времена не вставляли, как теперь в оконные переплеты. Из него делали различные украшения, сосуды, которые очень ценились; стеклом отделывали и стены домов. Мастера смешивали чистый белый песок с содой и плавили эту смесь как медную руду. Из стеклянной массы они выдували изящные сосуды для благовоний – разнообразных душистых веществ.

Царской роскошью считались ткани, окрашенные в пурпурный, то есть лилово-красный, цвет. Рассказывают, что однажды какой-то финикийский пастух пас стадо недалеко от морского побережья. Его собака разгрызла морскую улитку и возвратилась к хозяину с мордой, окрашенной пурпурным цветом. Пастух подумал, что пес чем-то поранил себе морду, и начал обтирать клочком шерсти мнимую кровь, но никакой раны не обнаружил; шерсть же приобрела прекрасный алый цвет.Они не выгорали на солнце и не линяли при стирке. А секрет этих тканей был таков: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную краску.

 

- Какие изобретения принадлежат финикийцам? ( стекло и пурпурная краска)

 

                        2. Торговцы и морские разбойники.

Ни один народ в старину не объехал столько стран, как финикийцы. Им хорошо были известны извилины берегов Средиземного моря, проливы его, стоянки на островах, удобные гавани и опасные скалы или мели. Они открыли для народов Востока большую часть южноевропейских стран. От двух названий, которые они дали своей родине и новооткрытым землям – асу (восход) и эреб (закат), - произошли имена двух материков, Азия и Европа.

( сл. 10) Подумайте, что могли покупать и продавать финикийцы?

- Путешествую, искусные мореходы получали немалую прибыль. Когда финикийский корабль входил в гавань, местные жители с радостью их встречали.

Финикийцы везли на запад по большей части изделия вавилонского и египетского ремесла: ткани, посуду, оружие, предметы роскоши, стеклянные вещи, а вывозили

 с запада в Азию доставляли сырые материалы: металл, красную краску, добывавшуюся из пурпуровой улитки. С берегов Балтийского моря они получали янтарь для изготовления украшений, а из нынешней Англии – олово, необходимое в приготовлении бронзы.

 

- Финикийцы нередко пользовались выгодой своего положения: они обращались в морских разбойников, захватывая на чужом берегу беззащитных жителей, особенно женщин и детей, и везли продавать в рабство на азиатские рынки.

 

- сейчас я предлагаю вам прочитать, как финикийцы похищали женщин. ( стр.76 – в синей рамке)

- Как эти деяния характеризуют финикийцев?

 

                        3. Финикийские колонии.

( сл. 11) Колонии – новые поселения.

Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шёл уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары.

В 9-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

Финикийские корабли выходили даже в Атлантический океан. Из Северной Европы отважные мореплаватели привозили олово и янтарь.

                                   4. Финикийский алфавит.

Вавилоняне заимствовали клинопись у жителей Южного Междуречья. Познакомились с клинописью и финикийцы. Знание письма было необходимо финикийским купцам. Неграмотному человеку трудно было рассчитывать на успех в торговле. Но овладеть письмом как клинописным, так и египетским было одинаково сложно. Финикийцы стали думать над созданием более простого письма.

( сл. 12) Около трёх тысяч лет назад они создали древнейший алфавит. В нём не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, - букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться – чтздснпсн!  В финикийской азбуке было всего 22 знака-буквы. Все эти буквы были согласные и имели простую для написания форму. На эту финикийскую азбуку похожи все позднейшие европейские азбуки (греческая, латинская, немецкая, славянская).

 

- Финикийский алфавит ещё в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. Сами названия греческих букв тоже взяты у финикийцев: финикийская буква «алеф» - греческая «альфа» (а), финикийская «бет» - греческая «бета» (б). От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

 

5. Подведение итога урока.

 

- Вернёмся к вопросу, который мы записывали в начале урока. Кто попробует дать на него ответ?

 

         Игра « Верно или неверно»

1. В финики не было полноводных рек и плодородных почв ( да)

2. Финикийцы занимались разведением животных ( нет)

3. Положение Финикии было удобным для торговли ( да)

4.  Именно финикийцам принадлежит изобретение стекла, пурпура ( да)

5. Финикийцы были отличными мореплавателями ( да)

6. Торгуя с другими странами, они не стеснялись и занимались разбойничеством                   ( да)

7. В тех краях, где часто бывали финикийцы, они основывали колонии ( да)

8. Финикийский алфавит имел гласные и согласные звуки ( нет)

9. От финикийского алфавита произошли почти все алфавиты в мире ( да)

 

                     Работа в тетрадях на печатной основе

                            ( стр. 45 – задание № 59)

6. Домашнее задание:

             §15, задания 60 – 61 в раб. тетради, записи, вопросы.


Просмотров: 371 | Загрузок: 158
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: Финикия
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar