Конспект и презентация к уроку истории по теме: "Греки и критяне"

Цели: - начать знакомство учащихся с новым древним государством, с его интересной историей

         - изучить местонахождение, природные особенности Древней Греции

         - выяснить, как природные особенности влияли на занятия населения;

         - познакомить учащихся с новыми понятиями;

Тип урока: изучение нового материала

Методы: беседа, работа с текстом учебника, рассказ

Формы работы: групповые, индивидуальные

Оборудование: компьютер, презентация,  карточки для закрепления или рабочие тетради на печатной основе

На доске: тема урока, таблица для заполнения географического положения

 

                                      Ход урока.

Орг. начало урока.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем сегодняшнем уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к работе.

 

Сообщение темы и целей урока.

- На прошлом уроке мы с вами подвели итог по изучению Древнего Востока, вы выполняли контрольную работу. Сегодня мы с вами начнём изучать ещё одну страну с удивительной культурой и историей, со страной в которой 1 раз в  4 года можно было услышать такую весть: « Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- Догадались ли вы о каком событии идёт речь? ( Олимпийские игры)

- Эта страна оказала огромное влияние на культуру многих народов. И сегодня мы начнём открывать тайны государства, которое называется… ( Древняя Греция)

 - Запишите тему в тетрадь.

 ( сл. 2) Ребята, а какие цели для себя мы сегодня поставим, что мы с вами должны узнать?

( сл. 3) Изучать страну мы с вами будем по такому плану:

              1. Местоположение и природные особенности.

              2. Миф о Тесее и минотавре.

              3. На Древнем Крите.

              4. Гибель Критского царства.

3. Изучение нового материала.

              1) рассказ учителя и работа с картой

- С чего мы с вами всегда начинаем изучать новую страну? ( с её местонахождения)

- Что мы с вами должны выяснить?

( сл. 4)  Поможет нам с вами в нашем исследовании карта ( стр. 111) . Заносить полученные сведения мы с вами будем в таблицу.

( сл.5)

 

( сл. 5)  Более 3,5 тыс. лет назад в Европе , в южной части Балканского полуострова жили греческие племена. Они оставили народам мира богатое наследие: величественные здания, которые до сих пор считаются прекраснейшими в мире, великолепные произведения литературы « Одиссея» или « Илиада» Гомера, в нашу повседневную жизнь вошли многие слова греческого происхождения: театр, школа, педагог, наука.

( сл. 6)  Рассмотрите карту и скажите, что вы можете сказать о рельефе? ( горный)

- Греция – это горная страна. Горные хребты пересекают её вдоль и поперёк. Самая высокая гора Греции – Олимп. Она расположена на северо-востоке части страны. Греки никогда на неё не поднимались

- Есть ли у вас предположение, почему ? ( Они верили, что на олимпе живут боги, и если человек их потревожит, то они пошлют на него несчастья)

- А как вы думаете, богата ли эта страна полезными ископаемыми?

 - В горах Греции было много железной и медной руды, в стране было много глины и разных пород строительного камня.

- Глядя на карту, что мы можем сказать о растительном покрове страны? ( леса мало)

- Каменистые склоны гор голы и покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями. Такой лес не годится для строительства. Кора и листья служили пищей козам и овцам. Хвойный строевой лес рос только на севере Греции и кое-где на юге.

- Что вы можете сказать о водяном обеспечении Греции?

- Есть ли здесь такие большие реки, как в Индии или Двуречье?

- Полноводных рек нет. Когда в марте в горах тают снега, то реки переполняются и клокочут, но уже в мае они мелеют, а в июле стоит 40 градусная жара ( в тени), когда выгорает трава и склоны гор приобретают желтоватый оттенок.

- Климат жаркий, зима короткая, тёплая и влажная.

 - Какие ещё  сведения о стране мы узнать из карты?

- Важной особенностью Греции является то, что с запада, востка и юга она окружена морем.

- Давайте назовём их.

- Какую роль море играет в жизни людей? ( торгуют, занимаются рыболовством)

- Зная природные особенности Греции, давайте предположим, чем могли заниматься люди, проживающие здесь?

              Занятия греков:

Мореплавание
Рыболовство
Добыча соли из морской воды
Торговля
Свиноводство
Овцеводство
Растёт виноград и оливковые деревья, финиковая пальма.
Ремесло
Торговля

-  Кто хочет обобщить полученные при исследовании страны сведения  и составить связный рассказ о природе Древней Греции?

- Обобщим: Греция – это страна гор, морей, быстрых горных рек, в которых путник может утолить жажду в жаркий день. Зима короткая, тёплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для занятия с/х, её природы нельзя считать бедной. Между горами находятся пастбища, на которых пасутся козы и овцы, растёт виноград и оливковые деревья. В стране много полезных ископаемых.

 

- На рубеже III –II тысячелетия племена расселились в северо-восточном средиземноморье. Свою страну они назвали красивым именем – Эллада, а себя называли эллинами. Позже эту страну стали называть Греция, а её жителями греков.

- Если мы с вами обратимся снова к карте, то можем увидеть, что страна разделена на 3 части, назовите их ( Северная, Средняя и Южная Греция)

- В те времена было много независимых городов. Давайте по очереди будем называть крупные города Греции.

- Как вы думаете, какой город был столицей Греции? ( Микены)

- Кто из вас знает, какой город сейчас является столицей Греции?                  ( Афины)

- Греции принадлежал большой остров. Найдите его на карте и назовите. ( Крит)

- Мы с вами выяснили, где находится Греция, каковы её природные особенности, какой город был столицей. А теперь давайте познакомимся с мифами, чтобы поближе узнать эту страну.

( сл. 7)  Что такое миф? ( это фантастическое сказание о богах и героях)

- Мифы Древней Греции передавались из уста в уста.

- Предлагаю вам заглянуть на этот загадочный для нас остров, чтобы познакомиться с мифом о Тесее и минотавре.

( сл. 8 -14) – картинки из мифа

- А познакомит нас с ним …..

( подведём итог прослушанного сообщения)

- Вы прослушали миф, а сейчас я хочу проверить, как внимательно вы слушали …

- Скажите, пожалуйста,  с какой целью каждые 9 лет жители Афин посылали на Крит 7 девушек и 7 юношей? ( их пожирал минотавр)

- Кто такой Минотавр? ( чудовище, имевшее тело человека и голову быка)

- Почему царский сын Тесей принял решение отправиться на остров?

( он не мог слышать упрёки в собственный адрес)

- Кто помог Тесею спастись? Каким образом?

- Как греки объясняют название Эгейского моря? ( погиб царь Эгей)

 

- Мы с вами выяснили, что Тесею помог избежать опасности Дедал. Давайте  побольше узнаем о нём.

- ( сл. 15-16) Дедал и Икар

В те далёкие времена, когда у людей ещё не было ни инструментов, ни машин, жил в Афинах великий художник Дедал. Он первый научил греков строить прекрасные здания. До него художники не умели изображать людей в движении и делали статуи, похожие на запелёнатых кукол с закрытыми глазами. Дедал же стал высекать из мрамора великолепные статуи, изображающие людей в движении.

Для своей работы Дедал сам придумал и сделал инструменты и научил людей пользоваться ими. Он научил строителей зданий, как проверять - камнем на нитке, - правильно ли кладут они стены.

У Дедала был племянник. Он помогал художнику в мастерской и учился у него искусствам. Рассматривая однажды плавники рыбы, он догадался сделать пилу; придумал циркуль, чтобы чертить правильный круг; вырезал из дерева круг, заставил его вращаться и стал лепить на нём глиняную посуду - горшки, кувшины и круглые чаши.

- Однажды Дедал с юношей взошли на вершину Акрополя, чтобы с высоты посмотреть на красоту города. Задумавшись, юноша ступил на самый край обрыва, не удержался, упал с горы и разбился.

- Афиняне обвинили Дедала в гибели мальчика. Дедалу пришлось бежать из Афин. На корабле он добрался до острова Крита и явился к критскому царю Миносу.

- Минос был рад, что судьба привела к нему знаменитого афинского строителя и художника. Царь дал пристанище Дедалу и заставил его работать на себя. Дедал выстроил ему Лабиринт, где было столько комнат и так запутаны ходы, что всякий, кто входил туда, уже не мог сам найти выход.

- До сих пор на острове Крите показывают остатки этого великолепного сооружения.

 

Долго жил Дедал у царя Миноса пленником на чужом острове среди моря. Часто сидел он на морском берегу, глядя в сторону родного края, вспоминал свой прекрасный город и тосковал. Уже много лет прошло, и, наверное, уже никто не помнил, в чём его обвиняли. Но Дедал знал, что Минос никогда не отпустит его и ни один корабль, отплывающий от Крита, не посмеет взять его с собой, опасаясь преследования. И всё-таки Дедал постоянно думал о возвращении.

- И ему захотелось сделать себе крылья, чтобы улететь из плена. Он стал собирать перья больших птиц, искусно связывал их льняными крепкими нитками и скреплял воском. Скоро он сделал четыре крыла - два для себя и два для своего сына Икара, который жил вместе с ним на Крите. Перевязью крест-накрест прикреплялись крылья к груди и к рукам.

- И вот наступил день, когда Дедал попробовал свои крылья, надел и, плавно махая руками, поднялся над землёй. Крылья держали его в воздухе, и он направлял свой полёт в ту сторону, куда хотел.

- Спустившись вниз, он надел крылья сыну и учил его летать.

- Спокойно и ровно взмахивай руками, не спускайся слишком низко к волнам, чтобы не смочить крылья, и не поднимайся высоко, чтобы лучи солнца не опалили тебя. Лети за мной следом. - Так говорил он Икару. И вот рано утром они улетели с острова Крита.

Осторожно летел Дедал, держась ближе к поверхности моря и боязливо оглядывался на сына. А Икару по душе был вольный полёт. Всё быстрее рассекал он крыльями воздух, и ему захотелось подняться высоко-высоко, выше ласточек, выше самого жаворонка, который поёт, глядя прямо в лицо солнцу. И в ту минуту, когда отец не глядел на него, Икар поднялся высоко вверх, к самому солнцу.

 

Под жаркими лучами растаял воск, скреплявший крылья, перья распались и разлетелись вокруг. Напрасно взмахивал Икар руками, - уже ничто больше не удерживало его в высоте. Он стремительно падал, упал и исчез в глубине моря.Оглянулся Дедал - и не увидел в синеве неба летящего сына. Он глянул на море - лишь белые перья плыли на волнах.

- Дедал бежал и прибыл в сицилийский Камик. Критский царь, не смирившись с потерей Дедала, разослал гонцов которые возвещали: «Кто сумеет продеть сквозь морскую раковину нитку, да так, чтобы вошла она в один конец, прошла все извилины и вышла в другой, будет щедро награжден великим Миносом!» Он понимал, что только Дедал мог взяться за подобное дело. Захотел  царь, спрятавший Дедала получить обещанную награду; Дедал был ему благодарен за оказанное гостеприимство и научил, как выполнить задание. Надо было привязать нитку к муравью и запустить его в раковину. Муравей, обегая все стенки раковины, находит выход, а за ним тянется нить. Кокал думал, что окажется у него в руках щедрая награда, но нет: «Немедленно выдай мне беглеца Дедала — точно знаю я, что прячется он у тебя». Страшно было Кокалу ослушаться приказа грозного царя, но никак не хотели расставаться с Дедалом. Тогда он пригласил к себе Миноса, и, зазвав гостя в баню, его дочери облили Критского царя кипятком.

                       3. На Древнем Крите.

- Мы продолжаем путешествовать дальше. Следующая наша остановка – остров Крит.

- Что мы с вами должны узнать?

( сл. 17)

Сто лет назад археологи начали раскопки на острове. Близ древнего города Кносса они раскопали огромный дворец . Как и сказочный Лабиринт, дворец имел сотни помещений , коридоров, лестниц и переходов. Отправимся в этот удивительный дворец.

( сл. 18)

Окон было немного: солнечный свет и воздух проникал через световые колодцы – отверстия в крыше. Это спасало от холодных ветров зимой и изнуряющей жары летом.

( сл. 19)  Стены дворца художники украшали росписями

( сл. 20) –

- Перед вами одна из стен, на которую нанесена роспись. Кто может представить, что на ней изображено?

Одна из них изображает игры с быком, почитавшемся на Крите как священное животное. В большой двор рядом с помещение дворца являются сам царь, его вельможи и знатные дамы. Вот мчится по двору разъярённый бык. На его рогах висит девушка; на спине делает стойку юноша. Ещё одна девушка, выполнив упражнение, соскочила на землю. Такое мастерство и мужество очень нравилось зрителям.

 

- Задолго до финикийцев критяне славились как отважные мореходы, цари Крита властвовали на Эгейском море. На Крите найдены глиняные таблички с непонятными письменами. Эти надписи пока не разгаданы.

 

                   4. Гибель Критского царства.

- Мы с вами говорили о том, что Крит был сильным и могучим государством, но это не помогло ему спастись от гибели.

- Есть ли у вас предположения, как погиб этот удивительный остров?

- Об этом вы узнаете, прочитав материал на стр. 116

 

                   2) самостоятельная работа учащихся

                            Стр. 116

- Что же послужило причиной гибели Критского царства?

 

4. Подведение итога урока:

- А сейчас давайте выясним, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой?

- Давайте проверим, как вы усвоили новый материал

- Откройте рабочую тетрадь на печатной основе и выполните задания № 1-3.

 

5. Рефлексия:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне очень понравилось ( ся) …

- Мне было непонятно…

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 24, вопросы, термины, нарисовать рисунок к понравившемуся мифу  ( по желанию)


Просмотров: 172 | Загрузок: 59
Автор: Антоненкова А.В.
Теги: древняя Греция
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar