Конспект и презентация к уроку истории "Древняя Индия"

Ожидаемые результаты: (цели урока)

После этого урока учащиеся смогут:

- описать природу, занятия жителей Древней Индии;

- сравнить природу Индии с природой Древнего Египта и Междуречья,

   выявив общее и различное;

-участвовать в исследовании, делать выводы, отвечая на вопросы проблемы

- проследить образование великих держав Индии;

- участвовать в эвристических беседах;

- работать в группе, выступать публично.

Тип урока – маршрутная игра.

 

 

Ход урока

I.

Введение.

Формулируются цели и задачи урока.

 

II.

Опрос.  

Вспомните природу Древнего Египта и Междуречья, назовите характерные черты.

Как это связано с занятиями жителей этих стран?

Как вы считаете государства эти были богатые или бедные? Какой критерий считать основным?

 

III.

Мотивация.

Чтение отрывка из «Маугли» Р.Киплинга, где описываются джунгли.

О какой стране идет речь?

 Почему вы так думаете?

 Маугли в джунглях было сложно выжить?

Природа ему помогла или он сам, став царем зверей не только выжил ,но и изменил законы джунглей?

 

IV

Проблема:

Существует мнение: Индия – страна сказочных богатств. Природа сделала ее такой или всё зависело от  человека?

Давайте выясним это.

 

VI

Объяснение нового материала

1. Введение в новый материал

 Мы с вами уже путешествовали  по странам Древнего Востока. Сегодня мы отправимся в Индию. Многое из увиденного вызовет у вас восторг, удивление или даже возмущение.

Какой мы с вами выберем вид транспорта?

Лодка с большим навесом.  Почему?

Посмотрите  на карту.

2. Работа с картой

 - Где расположена Индия?

- Какие моря омывают Индию?

- Какие горы защищают Индию с севера?

- Где они берут начало?

3. Виртуальная экскурсия по Индии

1 остановка: Природа Индии (Прослушивается сообщение учеников первой группы о разливах рек, природе, климате, полезных ископаемых)

2 остановка: Джунгли

(Итак, плывем дальше.  Что это за массив деревьев?

   Повсюду труднопроходимые места.

 (Сообщение  учеников  о джунглях).

Тропические леса в долине  Ганга (джунгли) непохожи на леса нашей страны. Прежде всего поражает огромная высота деревьев (до 50 – 60  метров – это высота 12 – 14-этажнго дома), затем  многообразие видов растений – в тропических лесах трудно встретить два одинаковых дерева, стоящих рядом; густота растительности: в лесах в долине Ганга  было всегда темно и душно. Огромные и гладкие стволы деревьев терялись в высоте.  Между ними гигантскими гирляндами свешивались лианы, создававшие сплошную сеть, через которую можно было пробраться только с помощью топора. Растения в долине Ганга никогда не сбрасывали свою листву одновременно. На одних листья опадали, на других же в это время только распускались. То же происходило с их цветением и плодоношением. На одних ветках были зрелые плоды, другие ветви только начинали цвести.)

3 остановка: Местные жители Древней Индии

(Рассказ об их труде и культурах, которые здесь выращиваются).

С освоением железа, работа по обработке земли, вырубке деревьев стала намного легче. Появились топоры, мотыги, лопаты. Древние жители Индии сеяли пшеницу, ячмень, сажали рис, хлопчатник. Из джунглей приносили плоды, охотились на диких зверей,  сетями ловили птиц, на лесных опушках они пасли коров и коз. В джунглях водились хищные звери, особенно боялись индийцы ядовитых змей, поэтому считали, что их нужно «задобрить», оставляя на земле вокруг своих жилищ вареный рис. Древние индийцы поклонялись слону, а особенно – корове, так как она считалась кормилицей. А еще древние индийцы верили в переселение душ. Кем он станет после смерти, зависит от того, как он жил в этой жизни. Таким образом, занятия и верования древних индийцев  во многом были похожи на занятия и верования жителей Египта и Междуречья.

4 остановка: Труд жителей Древней Индии

Проплывая дальше, мы видим небольшие поля, на которых работают земледельцы.

Сообщение.

Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

 – Если бы ты только знал, – рассказывал он приятелю, – какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

 – Ну какой же ты выдумщик и враль!

 – Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед  без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус слаще пчелиного меда! 

 – Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

 – Лгал ли путешественник?  Почему его рассказ встретил недоверие и удивление? (Путешественник не лгал, так как он рассказал о хлопке (белая шерсть) и сахаре).

5 остановка: Города Древней Индии

Проплывая по долине реки Ганг, мы видим остатки древнейших индийских городов Хараппе и Мохенджо-Даро.

Следующая группа делает сообщение о городах Древней Индии.

Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.

 

6 остановка: Дом индийского крестьянина

Продолжая путешествие, мы заходим в дом  индийского крестьянина. Он угощает нас разнообразной пищей: рис, фрукты, овощи (огурцы, бананы, финики, кокосовые орехи, манго, цитрусовые, бобовые культуры, лепешки, много пряностей, молоко, масло).

Сообщение.

Погребальные обряды. Похоронный обряд в Древней Индии прост. Кладбищ не было, существовали лишь священные места, где сжигали усопших. К этому месту приносили тело умершего, завернутого в ткань. Старший родственник зажигал погребальный костер, и тело сжигалось. Когда костер догорал, останки собирались в сосуд, который опускался в воды реки. Десять дней семья носила белую  траурную одежду. В течение тысячелетий в Индии существовал обычай вдов сжигать себя на погребальном костре вместе с мужем. К умершим предкам обращались с особыми  песнями, совершали жертвоприношения в их честь.

- о занятиях и досуге;

Досуг и обычаи индусов. Индусы очень любили музыку и танцы. Стихотворные священные тексты произносились нараспев. Музыкой сопровождалось любое торжество. От древних авторов известно, что индусы делали себе лиры из черепашьих панцирей. Они использовали барабаны, трубы, флейты, литавры (цимбалы). С увлечением индусы играли в кости и шахматы. Последние называли «чатуранга», что означало четырехчленное войско. Фигуры изображали четыре рода войск: пехоту, колесницы, кавалерию и слонов. Индусы были очень вежливы. При встрече с незнакомцем они произносили: «Бхох!», что значит «О господи!» или «Будь долговечным дорогой!». Приветствуя старшего поклоном, нужно было дотронуться до ступней ног. Складывание ладоней на уровне груди пальцами вверх показывало уважение к другому человеку. Если так сложенные руки прикладывали к голове, это означало благодарность. Индийцы ценили в людях вежливость, обходительность и выдержку.

- о семье;

- о воспитании и обучении детей;

Воспитание и обучение детей. Воспитанию и образованию детей жители Древней Индии придавали очень большое значение. Считалось, что члены трех высших сословий – варн обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана.  После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя – гуру и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам, а также воспитания в духе почтительности и повиновения наставнику. Гуру становился духовным отцом мальчика, а другие его ученики – братьями.  Платы гуру не предусматривалось, но ученики прислуживали учителю, поддерживали огонь в очаге, пасли его коров и собирали для него милостыню. Были и учителя, обучавшие не только основам религиозного культа, но и наукам, ремеслам. После завершения   ученичества учителю часто преподносили в дар корову или одежды. При выборе учителя рекомендовали обращать внимание не только на его ученость, но на происхождение, поведение. В учение к брахману брали в возрасте 7 – 8 лет, период ученичества обычно продолжался до совершеннолетия (16 – 18 лет), иногда и значительно дольше. Были и постоянные ученики, не вступавшие  в брак и прислуживавшие гуру до его смерти. Члены низших Варн обучались тем же занятиям, что и  их родители. Девочки обучались основам домоводства у своих матерей.

VII

Тестирование по теме

VIII

Подведение итогов. Выставление отметок

Итак, путешествие наше заканчивается, но чтобы сойти на берег надо ответить на вопрос нашей проблемы.

Можно ли считать Индию страной сказочных богатств? 

Обосновать свой ответ.

Так природа или люди сделали Индию богатой и процветающей?

 

IX

Домашнее задание:

написать сочинение «Записки путешественника» в форме бортового  дневника, интервью с индийцами или заметки в газету.

 

Информационные источники:

Короткова М.В. Дидактические материалы по истории Древнего мира к учебнику Ф.А.Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс. – М.: ОО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. -328с.
Автор – составитель Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные дидактические материалы. – 2-е изд., исправленное. – М.: Планета, 2012. – 272 с.


Просмотров: 216 | Загрузок: 68
Автор: Грибкова Н. В., Штода В.Н.
Теги: древняя Индия
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar