Рабочая тетрадь по развитию речи для 11 класса

Изучая творчество Ивана Бунина.

Упражнение 1. Выполните комплексный анализ текста (смотри памятку 1, 2).

 

“Мороз и солнце”… Эти два январских слова будто выведены самой природой, они навсегда спаяны в пушкинских стихах. Да и естественно ладить морозу с солнцем: ежели воевода-мороз ударил ледяной палицей, солнце тут как тут – смотрится с расчищенного небосвода. И наоборот, погода ненастная, слякотная – и небосвод выглядит тусклым, хмурым. Звонкий январский день – это когда во всю ширь льется прямое солнечное сияние, когда роскошной ризой светятся снега.
А они поистине сейчас роскошные, чистейшие, недавно выпавшие снега! Нагрянул морозец. “На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели” (И.А.Бунин). Нерукотворные рисунки на стеклах…
А.Стрижев

1.Подчеркните прилагательные как члены предложения. Какие из них употребляются в переносном значении? Какова роль прилагательных в тексте?

2. Объясните значение и происхождение фразеологизма тут как тут. Подчеркните его как член предложения. Укажите стилистическую окраску.

3. Какова роль цитирования в тексте?

4. Выполните одно из заданий (по выбору):

а) перескажите текст, напишите изложение;

б) напишите сочинение по данному началу: в качестве начала используйте последние три предложения данного текста («Нагрянул морозец…»)

 

Изучая творчество В.Я.Брюсова, А.Белого, А.А.Ахматовой.

Упражнение 2.

1. Прочитайте стихотворения. В каких случаях постановка тире соответствует пунктуационной норме, в каких является авторской? Сделайте вывод о выразительных возможностях постановки тире в простом предложении.

2. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. Подумайте, как тире влияет на его интонационный рисунок.

ЖЕНЩИНЕ

 

Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;

 В его строках и дум и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.

Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!

 

В.Я.Брюсов

 

Андрей Белый.

 

МОИ СЛОВА

Мои слова — жемчужный водомет, 
средь лунных снов, бесцельный, но 
вспененный, — 
капризной птицы лёт, 
туманом занесенный. 
Мои мечты — вздыхающий обман, 
ледник застывших слез, зарей горящий, — 
безумный великан, 
на карликов свистящий. 
Моя любовь — призывно-грустный звон, 
что зазвучит и улетит куда-то, — 
неясно-милый сон, 
уж виданный когда-то. 

Май 1901 

 

А.Ахматова.  Про стихи

Владимиру Нарбуту

Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар...
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это донник,
Это пыль, и мрак, и зной

 

Изучая творчество Осипа Мандельштама

[Осип Мандельштам. 1914 г.]

 

Упражнение 3.

 

Обоснуйте постановку знаков препинания. Начертите схемы сложных предложений различных типов (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного). Дайте характеристику этим предложениям, назовите, чем они связаны.

Он занимался воспитанием своей дочери и чтобы развить в ней обе добродетели сам давал ей уроки алгебры и геометрии.
Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников он никогда не слушал самого себя и не отвечал самому себе как сейчас делают почти все.
В беседе был учтив находчив и бесконечно разнообразен.
Я никогда не слышала чтобы он повторялся или пускал заигранные пластинки. С необычайной легкостью он выучил несколько языков. «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски.

В музыке Мандельштам был дома, а это крайне редкое свойство. Больше всего на свете боялся собственной немоты называя её удушьем.   

 

 Упражнение 4.

1.Выразительно прочитайте стихотворения. Определите средства выразительности. Приготовьтесь к письму по памяти.

 

На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг, -
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме, - ну так что ж!
Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идешь.

И храма маленькое тело
Одушевленнее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!

      ………………………….

Медлительнее снежный улей,
Прозрачнее окна хрусталь,
И бирюзовая вуаль
Небрежно брошена на стуле.
 
Ткань, опьяненная собой,
Изнеженная лаской света,
Она испытывает лето,
Как бы не тронута зимой;
 
И, если в ледяных алмазах
Струится вечности мороз,
Здесь - трепетание стрекоз
Быстроживущих, синеглазых.
 
                               1910

Изучая творчество Максима Горького.

Упражнение 5.

Запишите отрывок. Определите стиль текста. Докажите свое мнение.

 

Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, темные дома, серенькие люди. Все так странно — одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой.

 

1.  Совпадает ли ваше восприятие рассказов А.Чехова с тем, о чем пишет М.Горький? напишите небольшой текст, используя один из вариантов начала (зачина):

 

Когда читаешь рассказы Антона Павловича Чехова, то чувствуешь… .

Читая рассказы Антона Павловича Чехова, чувствуешь… .

 

2. Найдите в тексте односоставное предложение. Что достигается благодаря его использованию?

3. Составьте схему первого предложения. Произведите синтаксический разбор.

 

Упражнение 6.

Прочитайте текст. Определите его тему, попытайтесь сформулировать авторскую идею, определите жанр произведения. Какой вид чтения вы выберите?

 

Судьба дала мне возможность близко знать Горького в самые различные периоды его жизни. Выходец из нижних социальных слоев России, Алексей Максимович Пешков, переименовавший себя в Максима Горького, был «мальчиком» при магазине, посудником на пароходе, статистом в ярмарочном бараке, пильщиком, грузчиком, пекарем, садовником, весовщиком и сторожем на железнодорожных станциях. Несмотря на все это и на революционные убеждения Горького, «классовое» общество и «жестокий» царский режим не помешали Горькому печатать свои произведения и прославиться в дореволюционной России и во всем мире.

Но разве Ломоносов не был сыном крестьянина-рыболова? Разве зодчий и живописец Воронихин, дед моего дяди, не был крепостным графа Строганова? Разве Шаляпин, сын мелкого канцелярского служащего, не был учеником у сапожника, токарем и переписчиком бумаг? Разве Федор Рокотов не был крепостным князя Репина? Орест Кипренский — сыном крепостного? Павел Федотов — сыном простого солдата в отставке? И не только они, но сколько других знаменитостей.

Разве это коммунистическая партия после Октябрьской революции впервые откопала их произведения в тайных подвалах? Разве это коммунистическая партия объявила Ломоносова знаменитым поэтом, знаменитым ученым и выбрала его академиком? Разве по заказу коммунистической партии и ее правительства Воронихин воздвиг Казанский собор на Невском проспекте? Разве это после Октября крепостной Воронихин построил здание Горного института, каскад и колоннады в Петергофе, дворцы в Гатчине, в Павловске, в Стрельне, изумительную строгановскую дачу на Большой Невке? Разве это коммунистическая власть признала Шаляпина лучшим певцом в императорской опере и впервые развесила в музеях произведения Рокотова, Кипренского и Федотова?

Подобными примерами полна человеческая история. Разве греческий баснописец Эзоп, живший за пятьсот лет до Рождества Христова, и римский баснописец Федр, современник Иисуса Христа, создавшие французского Лафонтена и нашего русского Крылова, не были рабами? Разве великий Гораций, создавший за пятьдесят лет до Рождества Христова многое в Державине и Пушкине, не был сыном раба? Впрочем, стоит ли говорить об этом? Глухие все равно не услышат… Но что бы ни рассказывали о Горьком как о выходце из нижних слоев России, как о пролетарском гении, что бы ни говорили о врожденной простоте Горького, о его пролетарской скромности, о внешности революционного агитатора и о его марксистских убеждениях — Горький в частной жизни был человеком, не лишенным своеобразной изысканности, отнюдь не чуждался людей совершенно иного социального круга и любил видеть себя окруженным красавицами актрисами и молодыми представительницами аристократии. Я отнюдь не хочу сказать, что это льстило Горькому, но это его забавляло. Джентльмен и обладатель больших духовных качеств, он в годы революции сумел подняться над классовыми предрассудками и спасти жизнь — а порой и достояние — многим представителям русской аристократии.

В эпоху, когда утверждалось его литературное имя, Горький, всегда одетый в черное, носил косоворотку тонкого сукна, подпоясанную узким кожаным ремешком, суконные шаровары, высокие сапоги и романтическую широкополую шляпу, прикрывавшую волосы, спадавшие на уши. Этот «демократический» образ Горького известен всему миру и способствовал легенде Горького. Однако, если Лев Толстой, граф, превращался, несмотря на свое происхождение, в подлинного босоногого крестьянина, Горький, пролетарий, одевался ни по-рабочему, ни по-мужицки, а носил декоративный костюм собственного изобретения. Этот ложнорусский костюм тем не менее быстро вошел в моду среди литературной богемы и революционной молодежи и удержался там даже тогда, когда сам Горький от него отрекся, сохранив от прежнего своего облика лишь знаменитые усы. Высокий, худой, он сутулился уже в те годы, и косоворотка свисала с его слишком горизонтальных плеч как с вешалки. При ходьбе он так тесно переставлял ноги, что голенища терлись друг о друга с легким шуршанием, а иногда и с присвистом.

                                                                                            (Ю.П.Анненков «Максим Горький»)

 

Определите тип речи и стиль. Какие языковые факты указывают на стилевую принадлежность текста?
Составьте план текста или передайте его основное содержание в виде тезисов.
Проанализируйте особенности авторского синтаксиса: какие предложения преобладают в тексте, какие обособленные члены предложения чаще используются и почему, какова роль повторяющихся конструкций? Какие ещё особенности вы можете отметить?
Проведите лингвистический эксперимент: замените причастные и деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями. Что изменилось? Объясните выбор синтаксических конструкций, его связь с авторским замыслом.
Перечитайте, как вы сформулировали авторскую идею после чтения текста (задание 1), определите, от чьего лица ведется повествование. Уточните свою формулировку.
Изменилось ли ваше представление о М.Горьком-человеке, после того как вы прочли и проанализировали текст Ю.П.Анненкова? Напишите об этом эссе «Портрет писателя». Какой тип речи будет основным в вашем сочинении?

 

Упражнение 7.  Напишите мини-сочинение  по афоризму М.Горького (по выбору), раскрывающее  его смысл.

 

… от человека остаются только одни дела его.

 

Жизнь идет к совершенству, руководясь идеалом,- тем, что тещё не существует, но мыслится, воображается возможным к осуществлению.

Действительность всегда есть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя её, мы делаем это потому, что идеал, воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас,- мы имеем – создали в воображении – иной, лучшей.

 

Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы и стоны, горе и слезы! В ней не только прошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек, а в нем – есть сила создать то, чего нет в ней  этой силы мало сегодня, он - разовьется завтра! Жизнь прекрасна, жизнь – величественное, неукротимое движение ко всеобщему счастью и радости.

 

Упражнение 8. Вот как выглядели заголовки материалов из траурного номера "Литературной газеты" от 20 июня 1936 года: "Прощай, учитель" — редакционная, "Ушел учитель", "Настоящий революционный учитель", "Друг и учитель трудящихся", "Ушел великий учитель советского народа", "Памяти великого учителя", "Будем учиться у Горького". В редакционной статье "Правды" от 19 июня 1936 года о Горьком говорится как о "великом мастере культуры". 

 

Почему в газетах того времени появились такие заголовки?
Напишите сочинение на тему: « Кто для меня М.Горький»?

 

Изучая творчество Александра  Блока.

 

Упражнение 9.

Отвечая на мои вопросы, Блок сообщил, что стихи он создает всегда на бумаге, не произнося их в процессе творчества и не проверяя написанных стихов на слух, что он по многу раз перечеркивает и исправляет написанное и что все варианты ему необходимо видеть перед собой, для того чтобы сделать из них окончательный выбор: слова возникают и живут в его сознании в зрительной, письменной форме; что он создает стихи сидя за столом и что ходьба не служит для него ритмическим импульсом ; далее – что стихотворение рождается иногда из одной строчки, не всегда начальной, иной раз – из представления определенного ритма и нескольких отдельных, не связанных между собою слов…

 (С. Бернштейн)

1. Какими примерами из текста можно проиллюстрировать правописание не с разными частями речи?

2. Перескажите отрывок. Запишите текст, используя один из вариантов начала:

Из воспоминаний современников А.Блока мы узнаем … .

По воспоминаниям современников, А. Блок не очень любил беседовать на литературные темы, о психологии поэтического творчества. Однако … .

Упражнение 10.

Запишите стихотворение Александра Блока. Подчеркните наречия как члены предложения.

 

Ожидание.

Дни текут молчаливо,

Непонятные дни.

Жду речного разлива,

Притаившись в тени.

В отдаленные страны,

В сероватую высь,

Все былые обманы

Без следа унеслись.

Но наутро чудесней

Вновь предстанут они:

Вслед таинственной песне

Светозарные дни.

 

Какое настроение передает поэт в этом таинственном, загадочном стихотворении? Попробуйте объяснить смысл названия: чего ожидает лирический герой – только ли речного разлива? Какую роль в создании атмосферы загадочности играют слова и словосочетания непонятные дни, притаившись в тени, отдаленные страны, сероватая высь, чудесней, таинственная песня, светозарные дни? Можно ли назвать их ключевыми?
 Попробуйте объяснить значение слова светозарный, не обращаясь к словарям. Что нам помогает это сделать? Как вы думаете, какова стилистическая окраска этого слова? Проверьте, помогло ли нам чувство языка ответить на эти вопросы.
Обратите внимание на то, как «перекликаются» начало и конец стихотворения: Дни текут молчаливо, непонятные дни… - светозарные дни. Что помогает превращению непонятных дней в дни светозарные?
Подготовьтесь к выразительному чтению поэтического текста.

 

Упражнение 11. 1. Вспомните, что такое буриме. Сочините четверостишия, употребив в них данные рифмы.

…………………………….. ты
………………………….. пыль.
…………………………. цветы,
………………………… ковыль.

…………………………. унесет,
………………………… в пыли.
…………………………….падет -
………………………….. в дали.

 

Составьте задание, аналогичное данному, и предложите их одноклассникам или младшим ребятам.

 

Изучая творчество Сергея Есенина

Упражнение  12.

Прослушайте романс  на слова С.Есенина (по выбору).

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Слушая романс…»;  примерный, но не обязательный план:  впечатление; ассоциации; мысли; чувства; настроение.

      2.  Объясните все орфограммы в данном тексте, затем напишите его по памяти.

 

О..говорила рощ.. з..лотая
Б..резовым, в..селым языком,
И жура..ли, п..чально прол..тая,
Уж (н..) ж..леют больше (н..) о ком.

Кого ж..леть? Ведь каждый в мире стра..ик -
Пройдет, зайдет и вновь п..кинет дом.
О всех уше..ших грез..т конопляник
С ш..роким месяцем над г..лубым прудом.

Ст..ю один среди р..внины голой,
А журавлей относ..т ветром в даль,
Я пол..н дум о ю..ости в..селой,
Но ничего в проше..шем мне не жаль.

(Н…) жаль мне лет, растраче..ых напрасно,
(Н..) жаль души с..реневую цветь.
В саду г..рит к..стер р..бины красной,
Но (н..)кого (н..) может он согреть.

(Н..) обг..рят р..биновые кисти,
От ж..лтизны (н..) проп..дет тр..ва,
Как дерево р..няет тихо лист(?)я,
Так я р..няю грус(?)ные слова.

И если время, ветром разм..тая,
Сгр..бет их все в один (н..)нужный ком...
Скажите так... что рощ.. з..л..тая
Отг..ворила милым языком.

 

Упражнение 13. Какие стихи или строки С.Есенина произвели на вас наиболее сильное впечатление? Напишите об этом.

 

Упражнение 14. Прослушайте романс на стихи С.Есенина (по выбору). При прослушивании на листе формата А4 цветными карандашами нарисуйте  образ, чувства, переживания лирического героя.

 

Упражнение15. Какое из приведенных ниже стихотворений,  по  вашему мнению, принадлежит перу Сергея Есенина? Обоснуй свою точку зрения.

 

В чистом поле тень шагает,
Песня из лесу несётся,
Лист зелёный задевает,
Жёлтый колос окликает,
За курганом отдаётся.
За курганом, за холмами,
Дым-туман стоит над нивой,
Свет мигает полосами,
Зорька тучек рукавами
Закрывается стыдливо.
Рожь да лес, зари сиянье, —
Дума Бог весть где летает…
Смутно листьев очертанье,
Ветерок сдержал дыханье,
Только молния сверкает.

 

***********************


Даль подернулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.
 
Под окном от скользких ветел
Перепельи звоны ветра.
Тихий сумрак, ангел теплый,
Напоен нездешным светом.
 
Сон избы легко и ровно
Хлебным духом сеет притчи.
На сухой соломе в дровнях
Слаще меда пот мужичий.
 
Чей-то мягкий лик за лесом,
Пахнет вишнями и мохом...
Друг, товарищ и ровесник,
Помолись коровьим вздохам.
 
 
 
<>2.

Вот бы и мне написать такую статью, в которой мотивированно, а значит, и увлекательно для читателя

Нашли бы место цитаты из русских поэтов – не одна, не две, а целая река цитат! Я бы привел поразительные строки из Есенина:

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

 

Две первые строчки еще не представляют собой чего-нибудь исключительного: наоборот, они могли бы встретиться и у другого поэта – мять цветы, валяться на траве, целовать женщин и быть счастливым, - тут ещё никакой поэтической глубины, это обычно. Но считать себя счастливым оттого, что не бил зверей по голове,- это необычно, это может открыть нам в нас только поэт. И только поэт может назвать зверей нашими младшими братьями.

Почитайте (не спеша, вдумчиво) стихи любимого поэта. Какие строки вас восхитили своей новизной, необычностью, совершенством?
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Меня изумившие строки».

 

 Изучая творчество Владимира Владимировича Маяковского.

 

Упражнение17. Какие черты поэтики сближают приведенное ниже стихотворение Саши Черного с произведениями Маяковского и что их отличает?

  

                   Дамы в шляпках кэк-уоках,
                    Холодок публичных глаз,
                    Лица в складках и отеках,
                    Трэны, перья, ленты, газ.
                    В незначительных намеках
                    Штемпеля готовых фраз.

                    Кисло-сладкие мужчины,
                    Знаменитости без лиц,
                    Строят знающие мины,
                    С видом слушающих птиц,
                    Шевелюры клонят ниц
                    И исследуют причины.
 

                       На стенах упорный труд-
                    Вдохновенье и бездарность...
                    Пусть же мудрый и верблюд
                    Совершают строгий суд:
                    Отрицанье, благодарность
                    Или звонкий словоблуд...

 

Упражнение18.  Исследователь русской литературы Е.Г.Эткинд писал о поэме В.Маяковского «Облако в штанах»:

В поэме «Облако в штанах» внутри лирического героя на равных правах сосуществует духовное и телесное, нежность и бешенство, любовь к женщине и фанатическая преданность поэтическому слову, ревность к сопернику и ненависть к обывателю, страсть к социальной справедливости и отвращение к литературной фальши.

2.Как вы понимаете слова ученого, согласны ли с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Упражнение19.  Просмотрите поэтическую  дуэль Сергея Есенина и Владимира Маяковского в фильме «Есенин». Кто, по-вашему, одержал победу в начале 20 века? А кто одержал победу с точки зрения современной молодежи? Ответ обоснуйте.

 

Упражнение 20. Трудно найти в русской поэзии послереволюционных годов столь разных по характеру и поэтическому стилю, равновеликих по таланту, и столь похожих трагичностью своего конца поэтов, чем Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Вокруг смерти каждого из них ходило множество слухов, сплетен, домыслов и версий. Скажем, в качестве причин смерти Маяковского назывались: «несчастная любовь», «затравили», «убийство, инсценированное как самоубийство» и даже «сифилис в последней стадии». У Есенина спектр причин несколько уже: «запойное пьянство», «тоска по домотканой уходящей Руси» и «убийство, инсценированное как самоубийство».

            Маяковский с Есениным жили в эпоху катастроф, маскируемых ожиданием скорых результатов программы построения принципиально нового общества, и потому реки народной крови многим тогда казались оправданными этой великой целью. Воистину «благими намерениями вымощена дорога в ад».

            Но во все времена чувства, которые возникают у поэта, ищут выражения в его творчестве – и находят, пусть каждый поэт выражает их по-своему.

Цель домашнего задания:  сравнить проявление этих самых чувств в творчестве столь разных – и столь похожих – поэтов начала XX века, как В.В. Маяковского и С.А. Есенина.

Домашнее задание. Используя инструменты ТРИЗ, сравните  два лирических произведения.


Просмотров: 490 | Загрузок: 211
Автор: Денисюк Л.С.
Теги: развитие речи
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar