Особенности синтаксического строя текста художественного стиля

Цель урока: интерпретировать художественный текст, используя композиционный анализ.

 

В художественном произведении композиция,

все ее приемы подчиняются выражению

его идейного содержания.

А. Ревякин

 

Вступительное слово учителя.

В одном из интервью Анатолий Карпов, экс-чемпион мира по шахматам, высказал очень интересную мысль о том, что только тогда можно выиграть шахматную партию, когда сумеешь понять, что задумал противник и как это задуманное он пытается реализовать в игре.

То же самое можно сказать и об анализе текста: только тогда мы способны правильно понять исходный текст, когда мы умеем разгадывать замысел автора.

Мы всегда должны помнить, что текст является своеобразной «визитной карточкой» автора: одну и ту же тему, одинаковые проблемы каждый писатель рассматривает и решает по-своему. При этом автор стремится

- поделиться с читателем своими размышлениями;

- эмоционально воздействовать на читателя;

- найти в нем единомышленника и убедить в правоте своей точки зрения.

 

Сегодня на уроке нам предстоит подготовиться к написанию письменной работы по исходному тексту.

Как правило, в экзаменационной работе вашему вниманию предлагаются тексты публицистического и художественного стилей. Вспомним, каким образом обычно выражается в текстах разных стилей авторская позиция?

 

(* Может быть выражена четко, прямо в отдельных предложениях текста – публицистический стиль;

* Может быть скрытой – в текстах художественного стиля)

 

Таким образом, работая с текстами художественного стиля, мы сталкиваемся с определенными трудностями в выявлении авторской позиции и основной проблемы текста.

Литературовед А. Ревякин утверждал, что в «художественном произведении композиция, все ее приемы подчиняются выражению его идейного содержания».

Сегодня на уроке мы, используя композиционный анализ текста, попытаемся убедиться в этом.

 

2. Беседа.

- Что такое композиция?

- Какова основная цель композиции?

- Назовите композиционные приемы. В чем их сущность?

 

            Слайд 1

 

Композиционные приемы

Повтор – повторяющиеся детали, образы, слова, фразы становятся лейтмотивом текста.
Усиление используется, когда требуется усилить впечатление путем подбора однородных образов или деталей.
Противопоставление построено на антитезе контрастных образов.
Зеркальная композиция – объединение приемов повтора и противопоставления (две ситуации с точностью до наоборот в разных частях текста).
Монтаж, при котором два образа, расположенные в тексте рядом, рождают некоторый новый, третий смысл, появляющийся от их соседства.

 

- Давайте посмотрим, как эти приемы удалось реализовать С. Качалкову в своем тексте.

 

3. Чтение исходного текста.

 

4. Беседа на выявление восприятия:

- Ваши впечатления от прочитанного? Одинаковые ли чувства вы испытывали, читая текст?

- На какие смысловые части текст можно разделить, чтобы показать изменение впечатления от прочитанного?

 

Слайд 2

 

Смысловые части текста

Впечатление от прочитанного

1 – 6

Негативное отношение к герою

7 – 11

Согласие с оценками, которые давали местные жители Сашке

12 - 15

* Жалость к герою

* Неприязненное отношение к жителям деревни

16 – 18

Негодование по отношению к жителям деревни

19 – 29

Сочувствие, боль, жалость, раскаяние, отчаяние от невозможности ничего исправить

 

Слайд 3

 

Главный герой текста. Какой он?

 

Портрет: «Низенький, толстенький, нос – картошкой, на голове – пучок коричневых волос, похожих на слипшуюся малярную кисточку».
Внешний вид: «Одевался бог весть как: человеку уже за сорок, а у него то майка из-под рубашки торчит, то из рукава конец шарфа выглядывает, то он шапку задом наперед нахлобучит».
Манера говорить: «У него был неприятный, какой-то каркающий голос, отчего казалось, что он все время задорно спорит или чем-то горячо возмущается».
Образ жизни, поведение: «…жил один в ветхом домике, работал кочегаром в школьной котельной; после смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей».
Оценка, которую ему дали окружающие: «Беспутный».

 

Слайд 4  (Кластер 1)

 

- Какова роль портретной характеристики Сашки Бозина, с которой начинается текст?

 (Не секрет, что, встречая нового человека, мы прежде всего обращаем внимание на его внешний вид. Помните русскую пословицу: «Встречают по одежке…»).

 

- Выражено ли в портретной характеристике авторское отношение к герою?

(Складывается впечатление о негативном авторском отношении)

 

- Есть ли в тексте прямые авторские оценки героя?

(Нет, есть только передача оценки героя окружающими)

 

- Какое из толкований слова «беспутный» имели в виду жители деревни?

 

Слайд 5

Словарь синонимов русского языка:

Беспутный – см. безнравственный

Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова:

Беспутный (разг.) – легкомысленный, неосновательный, беспорядочный.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой:

Беспутный – 1) Ведущий беспорядочный, предосудительный образ жизни.

2) Лишенный разумной цели, разумного основания; бестолковый, бессмысленный, безрассудный.

 

- Какой композиционный прием использует автор при описании Бозина?

(Сравним предложения (1) и (4) – прием усиления).        

 

- Что «цепляет» в изображении главного героя? Только ли о внешнем портрете идет речь?

(«…довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо…»)

 

Мы знаем, что важную роль в понимании смысла текста играет анализ его сильных позиций: заголовка, эпиграфа (если он есть), первого и последнего предложений.

- Обратим внимание на первое и последнее предложения.

 

Слайд 6

 

(1)  На этого человека нельзя было смотреть без смеха.

(29) Женщины не выдержали и в голос заплакали…

 

- Какой прием используется в данном случае?

(Зеркальная композиция, основанная на повторе-перекличке между началом и финалом – и на противопоставлении).

 

Автор создает ситуацию, которая заставляет жителей деревни переоценить свое отношение к Сашке Бозину. С помощью какого композиционного приема автору это удается?

(Основной прием композиции данного текста - противопоставление)

-Какие смысловые части текста противопоставлены?

 

Слайд 7

 

Портрет Сашки Бозина

Портрет ангела

… После смены он, довольно улыбаясь, ходил по деревне, показывая всем свое радостное лицо, испачканное сажей.

«Чего ты чумазым ходишь, детей пугаешь!»– кричали женщины и сердито качали головой.

Он жаловался

Они смеялись

"в ветхом домишке», «избушка», «в маленькой каморке»

«Большая картина»

 

- Только ли это? Как вы считаете, какое противопоставление является стержнем рассказа?

(Два мира – жестокий мир людей, окружающий Сашку Бозина, и его собственный, простой и чистый, который с таким лиризмом нарисован автором).

Сашка Бозин не выставляет напоказ свои внутренние качества. Он показывает всем свое радостное лицо. Умение радоваться, быть радым – это особый ДАР, которым наделяется человек. Это и то, что внутри тебя, и то, что ты можешь отдать в ДАР другим людям. Этим светлым, радостным состоянием Сашка Бозин пытается поделиться с людьми. Но они этот ДАР не принимают.

- Почему?

 

Слайд 8

 

Не только семейные женщины…- любой житель деревни, от мала до велика, считал себя обязанным дать Сашке какой-нибудь очень полезный совет, язвительно пошутить над его нелепой жизнью, снисходительно поучить уму-разуму.

На ней (картине) изображено небо, большое и ясное, как взгляд ребенка. Среди неба – пушистое, мягкое облако, в котором, будто в перине, лежит маленький круглолицый ангел. Одну ручку он положил себе под голову, а другой кому-то машет, словно зовет к себе или, наоборот, прощается. И вся картина…- освещена невидимым золотистым светом, как будто лучи закатного солнца проникают в комнату сквозь стены.

 

- Как вы думаете, случайно ли в каморке Сашки Бозина висит такая картина? Зачем она ему?

(Картина – отражение внутреннего мира героя: Светлый ангелочек на картине становится своеобразным ключом, раскрывающим истинную сущность Бозина).

 

- Как вы считаете, какими внутренними качествами обладает герой?

            (Доброта души, внутренняя красота и чистота, незлобивость, всепрощение, высота души, отрешенность от всего земного)

 

Слайд 9 (Кластер 2)

 

            - Отчего умер Сашка Бозин?

(От бездушия односельчан).

 

- Найдите в последнем абзаце композиционный прием, так называемый монтаж, при котором два образа, расположенных рядом, рождают некоторый новый смысл, который появляется именно от их соседства.

            (27 – 28 предложения: «…ангел, словно сыночек, дождавшийся своего отца»).

           

- Какой возникает смысловой ряд?

            (Ангел – сын; отец – Бозин. «Голубые очи» ангела ищут «родное лицо»)

           

- Какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя?

(«Бозин», «бозий» в переводе со старославянского означает «божий»,

«Божий» сын, божий человек. Но в любом случае он заслуживает внимания и любви, как и все мы).

 

            И в имени – раздвоенность: с одной стороны – САШКА (земная сущность), с другой стороны – БОЗИН (божественное начало).

 

 

Слайд 10

 

Сашка                 -                      Бозин

 

5. Вывод

Анализ композиции помогает нам определить авторскую позицию. Сформулируйте ее.

(Качалков считает, что пренебрежительное отношение к любому человеку недопустимо, ведь каждый человек – это целый мир, порой так и непознанный).

- Встречали ли вы подобный взгляд на человека в литературе. Приведите примеры.

(* А.П. Платонов «Юшка»;

* А.И. Куприн «Гранатовый браслет»)

 

            - Вспомним последнее предложение текста. («Женщины не выдержали и в голос заплакали, а пришедший вместе с ними директор опустил голову»).

            - Что произошло с людьми? Можно ли считать это их внутренним преображением?

 

            - У поэта Евгения Евтушенко есть замечательное стихотворение «Людей неинтересных в мире нет…». Давайте послушаем его.

            - Как вы считаете, почему я прочитала вам это стихотворение?

 

Слайд 11

Философский словарь:

Любовь к ближнему – провозглашенная христианством этическая ценность. Любовь к ближнему означает, что одна личность заступается за другую так же, как за саму себя, не рассуждая о правах, заслугах и достоинствах этой личности. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность.

 

6. Общий вывод

            Композиционные приемы, выбранные С. Качалковым. Помогли ему не только предельно сконцентрировать события рассказа (всего 29 предложений – и целая жизнь героя), но и найти решение важных нравственных и философских проблем.

            Дома я предлагаю вам поразмышлять над проблемой, поднятой автором этого текста. Вы можете воспользоваться следующими формулировками, продолжив их:

 

Слайд 12

Часто мы оцениваем людей по внешнему облику, считая, что…
Каждый человек, независимо от его внешнего облика, это…
Уникальность каждого человека в том, что…
Мы не всегда способны понять внутренний мир другого, и это становится…
Каждый человек – это большой мир, тайну которого вряд ли…
Бездушное, пренебрежительное отношение к человеку часто оборачивается против  тех, кто…
Многими из нас, к сожалению, утрачены такие бесценные качества, как любовь к ближнему, желание…


Просмотров: 382 | Загрузок: 59
Автор: Соловьева И.Н.
Теги: сочинение, художественный текст
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar