Конспект и презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения"

Цель:

- формирование умения правильного чтения текста;

- определять тему и проблему текста, формулировать их;

- выделять наиболее значимые (ведущие ) проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять позицию автора и формулировать ее;

- излагать собственную позицию с привлечением 2-х аргументов;

- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

                                                                           Эпиграф урока:

                                                                               

                                                                           Чтобы научиться писать, надо писать.

                                                                                                                Д.С.Лихачев.

                                                                            Сочинение учит думать, учит       

                                                                            понимать жизнь, учит вчиты-

                                                                            ваться в каждое слово.

                                                                                                              В.Литвинов.

Ход урока

1. Организационный момент: а) приветствие; б) сообщение темы и целей урока.

2. Основная часть урока:

1.Вступительное слово учителя:

       Сегодня у нас урок – тренинг, связанный с анализом текста и выходом на создание своего метатекста. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с алгоритмом анализа работы с текстом, у вас есть справочный материал, который позволяет вам увидеть , что от вас требуется при написании своего текста.

 2.Фронтальный опрос класса  и заполнение таблицы уточняющими сведениями:

- Что можно назвать текстом?

Текст- это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически.

- Что такое проблема?

- Как выявить проблему?

- Как сформулировать проблему?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. 

Проблемы могут быть:

 

- философские;

- социальные;

- политические;

- экологические;

- нравственные.

- Что такое комментарий?

- Каковы типы комментирования?

- Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

Сделать слайд –таблицу, которую в ходе комментария заполняют учащиеся.

Комментарий- рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо.

Комментарий:

- текстуальный- представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы;

- концепционный- в центре внимания актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу.

Вывод: комментарий должен осуществляться с  опорой на данный текст.

Конкретизировать комментарий можно с помощью вопросов:

 Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие эмоции автора выражены в тексте?

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства художественной выразительности помогают выявить отношение к проблеме?

Вывод: Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора- это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

- Что такое аргументация?

Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.

Аргументы:

 

- литературные (пословицы, поговорки, примеры из худ- ной литературы. Ссылки на авторитетные источники);

- основанные на личном опыте.

Методика работы с текстом:

 

Проблема

Комментарий

Позиция автора

Моя позиция

1-й аргумент

2-й аргумент

Заключение:

 

Заполняем таблицу теоретическим материалом и выводами.

 

3. Практическая часть урока: текст А.И.Солженицына высвечивается не экране и одновременно раздается детям.

 

Восприятие текста:

1. Какое чувство испытывает автор?

(возмущение, стыд за свою Родину)

2.   Какая проблема поднимается автором?

(проблема равнодушия)

3. Какие два слова в тексте Солженицын употребляет с большой буквы. Почему.? О чем это говорит.

(Позор велик- потому с большой, Родина -  трепетное отношение автора к ней, глубокое уважение.

4. Вы видите, что здесь большую роль играет авторская пунктуация. Назовите авторские слова, которые невозможно обойти?

 (безмысло, разора, неотстанное, мелькучих проблем, щедродушных ).  

5. Назовите художественные средства :

Равнодушные и скользкие руки…-

Стертые лица…-

Унизительное чувство, неотстанное…-

Роняешься в ночь..-

Листаешь глубь истории…-

Неубитый поиск…-

6. Внимательно первые два абзаца какой звук вы слышите ? Что он вам напоминает? (звук «з», пилы , неприятное ощущение) Аллитерация, звукопись.

7.  Кто противопоставлен равнодушным людям ? На кого рассчитывает Солженицын ? Какими качествами Обладает народ?

(чистые помыслы – корыстно правящих, неубитый поиск – стертые лица, щедродушие- равнодушие).

8.От чего зависит равнодушие людей? Каким образом можно изменить жизнь?

  5. Раздача текстов группам, идет написание общей работы. Зачитывание текстов , созданных учащимися.

6. Комментирование учителем работ.

7. Подведение итогов урока.

8. Д.работа: написание сочинения на заданную тему.                  


Просмотров: 279 | Загрузок: 82
Автор: Жолобова О.Н.
Теги: сочинение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar