Конспект и презентация к уроку русского языка "Факультативные знаки препинания"

ЦЕЛИ: познакомить с особенностями русской пунктуации: синонимией и многофункциональностью  знаков препинания и вариантами их постановки в тексте.

                                                      ХОД УРОКА

I.    Теоретический материал.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
    Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением (многофункциональность знаков препинания), однако разные знаки могут быть использованы для одной и той же цели (синонимия знаков препинания). Оба эти обстоятельства позволяют в условиях контекста производить оптимальный выбор знаков, создают возможность факультативного их использования.
    Отмечая синонимичность в употреблении знаков препинания, не следует думать, что в конкретных случаях они полностью взаимозаменяемы и вполне равноценны. Выбирая тот или иной вариант пунктуационного оформления текста, автор находит в нем определенные преимущества смыслового, стилистического, интонационного характера.
    Общее понятие факультативности в употреблении знаков препинания допускает выделение трех случаев:
    1) знак собственно факультативный, по схеме «знак – нуль знака»(ставить или не ставить);
    2) знак альтернативный, по схеме «или - или» (взаимоисключение знаков);
    3) знак вариативный, по схеме «знак на выбор» (параллельное употребление знаков).

 

II. Анализ примеров.

 1. В примерах:
    Всем – спасибо;
    Он часто выступает с докладами – блестяще;
    Все это хорошо, но – риск;
    Зачем нужны эти слова – теперь, когда уже все решено?
    Постановка тире не обусловлена структурой предложений, но вполне оправдана : сказывается желание автора подчеркнуть значение стоящих после тире слов, выделить их интонационно, отметить присоединительный оттенок.
    
    2. В предложениях типа:
    Даже переписать – и то нет времени
    Постановка тире не обязательна, но допустима для разделения синтагм.
    
    3. В предложениях:
    И когда, месяц спустя, мы вернулись к этому разговору, тема его потеряла уже свою остроту;
    Я не отрицаю этой возможности; но, все равно, она меня не устраивает;
    Находим факультативное обособление обстоятельственных слов.
    
    4. Факультативно обособление уточняющих обстоятельств времени и места, например:
    Там(,) вдали(,) начинается гроза;
    Встретимся завтра(,) в семь часов вечера;
    
    5. Факультативное обособление дополнений, например:
     Вместо этой бесконечной однообразной равнины (,) хотелось увидеть что-нибудь живописное;
    Кроме того(,) были еще два подобных случая (в значении «кроме того случая», а не в значении вводного сочетания, которое выделяется обязательно).
    
    6. Факультативная постановка запятой между двумя однородными членами предложения с повторяющимся союзом И:
    Можно отдохнуть и в горах(,) и на берегу моря.
    
    7. Междометие, частица:
    О, да! – междометие;
    О да! - частица;

 

 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЗНАКИ
    
    1. При сложных подчинительных союзах запятая ставится один раз: или перед всем союзом, или, в зависимости от смысла, интонации, определенных лексических условий, перед второй частью (первая входит в состав главного предложения как соотносительное слово).
    Я готов с вами встретиться(,) после того(,) как освобожусь.
    Исключение составляют те случаи, когда придаточное предложение носит присоединительный характер:
    Мы делаем вид, что все идет нормально, что так и должно быть, - до тех пор, пока не убеждаемся в обратном.
    
    2. На стыке двух союзов в сложноподчиненном предложении запятая между ними ставится или не ставится в зависимости от того, следует ли за придаточным предложением вторая часть двойного союза ТО, ТАК, НО.
     Нам сообщили, что, если погода ухудшится, экскурсия не состоится;
    Нам сообщили, что если погода ухудшится, то экскурсия не состоится.
    
    3. Альтернативные знаки препинания при совпадении лексического состава предложений, но с различными синтаксическими связями отдельных слов: они могут быть отнесены и к предшествующей и к последующей группе слов:
    
    Беды, постигавшие его впоследствии, она воспринимала как расплату
    Беды, постигавшие его, впоследствии она воспринимала как расплату
    
    Лихачев прочитал письмо племянника молча, отошел к окну
    Лихачев прочитал письмо племянника, молча отошел к окну
    
    Он заявил, что передал книгу и ждал ответа
    Он заявил, что передал книгу, и ждал ответа
    
    Он говорил удивительно легко, подбирая точные слова и строя ясные фразы
    Он говорил, удивительно легко подбирая точные слова и строя ясные фразы
    
    Отряд остановился: у переправы не было лодок
    Отряд остановился у переправы: не было лодок
    
    ВАРИАТИВНЫЕ ЗНАКИ
    Часто в практике печати встречается различное пунктуационное оформление аналогичных текстов. Разные знаки препинания могут быть и в сегментированных конструкциях. После первой части может стоять:
    Точка : Театр. Это слово связано с самыми ранними впечатлениями детства.
    Запятая: Логика мышления, ей он верил.
    Двоеточие: Студенческий быт: каким ему быть?
    Тире: Тетка – где ж она откажет, хоть какой, а все ж ты свой.
    Вопросительный знак: Любовь? Не знаю имени такого.
    Восклицательный знак: Воспоминания! Как нож оне.
    Многоточие: Человек будущего…. О нем мечтали лучшие люди многих поколений, всех времен.
    Сочетание двух знаков: Друзья моей юности!... Каждый из них пошел своей дорогой. 

III.             Пунктуационные задачи.

 

– Прочитайте стихотворение К. Бальмонта и Эмили Дикинсон.

 -  Можно ли объяснить постановку знаков препинания пунктуационными правилами?

 – Объясните значение тире в стихотворении Бальмонта.

 

К. Бальмонт:

Я люблю далекий след – от весла,
Мне отрадно подойти – вплоть до зла,
И его не совершив – посмотреть,
Как костер вдали за мной – будет тлеть.
Если я в мечте поджег – города,
Пламя зарева со мной – навсегда.
О мой брат! Поэт и царь – сжегший Рим!
Мы сжигаем, как и ты, – и горим!

 

Э. Дикинсон

 

Раскаянье – это Память –

Разбуженная врасплох –

Присутствие давних Деяний

В окнах – и дверях-

 

Выставит Прошлое на обзор –

Спичкой воспламенит –

Чтоб легче признали мы Подлинность

Невероятных минут –

 

Раскаянье – безнадёжный Недуг-

Сам бог – не исцелит –

Ведь это его создание – и

Геенны эквивалент –

 

– Попробуйте расставить знаки препинания в стихотворении М. Цветаевой.

Зверю   берлога
Страннику   дорога
Мертвому   дроги
Каждому свое.

Женщине   лукавить
Царю    править
Мне   славить
Имя твое.
                        М.Цветаева

Зверю  –  берлога,
Страннику  –  дорога,
Мертвому  –  дроги,
Каждому –  свое.

Женщине  –  лукавить,
Царю  –   править,
Мне –   славить
Имя твое.
                        М.Цветаева

 

– Зачем М. Цветаева использует тире в своем стихотворении?

 

IV.Работа  с учебником

Сочетание знаков препинания.

п.104

самостоятельный пунктуационный  комментарий (упр. 514)

Домашнее задание: напишите  сочинениe на лингвистическую тему: «Значение факультативных знаков препинания в тексте». В работе приводите конкретные примеры.


Просмотров: 248 | Загрузок: 72
Автор: Бауло Е.М.
Теги: знаки препинания
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar