Конспект и презентация к уроку истории "Коллективизация и индустриализация в СССР"

Оборудование урока: 

Презентация Microsoft Power Point;
Учебник  Н. В. Загладина, С. И. Козденко и др. «История России XX-начало XXI вв.».
Отрывок из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г. И. Петровскому.

 

Цели урока: 1. Сформировать представления о целях и специфике «сталинской модернизации».

                      2. Сформировать представления о характере, ходе и первых результатах

                           политики массовой коллективизации и индустриализации.

                      3. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков

                           составления тематической таблицы, работы с документами.

 

План урока: 1. Понятие индустриализации и ее   цели.

                      2. Коллективизация:

                             - цели

                             - итоги

                             - значение

                      3. Индустриализация в годы первых  пятилеток: итоги и результаты. (Слайд 3)

 

Задача по ходу урока заполнять таблицу «Положительные и негативные черты индкстриализации и коллективизации» (Слайд 4)

 

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседы)

   К середине 1920-х гг., двигаясь на рельсах нэпа, экономика приблизилась к показателям 1913 г. На первый план выдвинулась задача строительства новых предприятий. Ведь страна по-прежднему оставалась аграрной. (Слайд 5) Председатель ВСНХ СССР Ф.Э. Дзержинский в то время сказал: «Если исходить из имеющихся у нас заводов – социализма нам никогда не создать. И количественно и качественно они для этой цели не годятся».

 В стране еще не завершилось восстановление народного хозяйства, когда (слайд 6)  партия на XIV съезде в декабре 1925 г. провозглашает курс на индустриализацию.

?   Что же такое индустриализация?

 

(слайд 7) Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства, прежде всего

                               тяжелой промышленности (энергетики, металлургии, 

                                                      машиностроения и т.д.). 

 

 ?  Каковы цели индустриализации?   (Слайд 8)

Ликвидация технико-экономической отсталости;
Достижение экономической независимости;
Подведение технической базы под отсталое сельское хозяйство;
Развитие новых отраслей промышленности;
Создание мощного военно-промышленного комплекса.  

 

(Слайд 9) В апреле 1929 г. XVI партийная конференция приняла первый пятилетний план развития народного хозяйства.

Главное внимание уделялось развитию тяжелой индустрии.

   С 1929 г. начинается форсированное промышленное строительство, в плане было предусмотрено более чем десятикратное увеличение вложений в него. Начинается возведение таких объектов, как Турксиб, Днепрогэс, Магнитка, Кузнецк (Слайд  10-13)

Однако резко обостряется вопрос финансирования индустриализации. После острых дискуссий партия решает изъять эти средства у деревни.

(Слайд 14) С 1928 – 1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию.

?  Что же такое коллективизация.

(Слайд 15) Коллективизация – добровольное производственное кооперирование мелких и средних

                                                      крестьянских хозяйств.

 

?  Каковы цели коллективизации? (Слайд 16)

Обеспечение перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации.
Ликвидация «аграрного перенаселения».
Ликвидация кулачества как класса.
Попытки наладить эффективное сельскохозяйственное производство.

 

Политика «сплошной коллективизации» проводилась в жизнь под лозунгом, сформулированным И. В. Сталиным в статье «Год великого перелома» (ноябрь 1929 г.) (Слайд 17- 1 часть). В ней генсек Во всеуслышание заявил, что партии удалось добиться перелома в настроениях деревни и в колхозы добровольно пошли крестьяне «не отдельными группами, как это имело место раньше, а целыми селами, волостями, районами, даже округами»

Сталинский вывод лег в основу принципиально-государственных партийных решений, 5 января 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». (Слайд 17-ч 2)

Статья И. В, Сталина была воспринята как руководство к действию. Власти с помощью войск ОГПУ в течение короткого времени (за 1,5-2 года) убрали из деревни опасные для себя слои населения.

? А какие это слои? (кулаки и зажиточные середняки)

? А почему именно они? (им было что терять от коллективизации и они поэтому противодействовали)

По разным сведениям, число раскулаченных составило от 3,5 до 9 млн. чел. Часть из них была брошена в тюрьмы, а основную массу переместили в отдаленные районы.

Оставшиеся в родных местах крестьяне, опасаясь за свою судьбу, записывались в колхозы.

 

Работа с текстом источника

! Для того, чтобы посмотреть как жили колхозники, какие беды их постигали, давайте обратимся к текстам документа, который лежит перед вами. Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы.( Приложение)

 

Подведение итога темы  

   И все-таки в конечном итоге коллективизация позволила получить средства для развития промышленности, создать базу для повышения производительности сельского хозяйства. Но ценой этих успехов были миллионы жертв и установление жесткой зависимости крестьян от государства, напоминавшей о временах крепостного права.

 

Домашнее задание

1. § 17-18 (до с. 177), ответитить на 1 и 2 вопросы.

2. Доделать таблицу.

3.* Решите проблемную историческую задачу.

           В СССР индустриализация началась с  ускоренного развития основных отраслей тяжелой промышленности, хотя в то время имелся проверенный, давший положительные результаты опыт индустриализации в капиталистических странах: вначале развивалась легкая, затем тяжелая промышленность. Почему СССР не пошел по пути гарантированной индустриализации, который уже тогда вывел США, Англию, Францию, Германию в число передовых промышленных держав?

 

Приложение

Прочитайте текст документа и ответьте на вопросы

 

Из письма крестьянина председателю ВУЦИК Г.И. Пет­ровскому. 1932 г.

Я хочу жить, но не могу, умираю с голода. Как у нас в селе Крыхаеве, так и по всему Остерскому району настоящая голодовка: пуд муки ржаной — 100 руб., пуд картош­ки — 20 руб., и то нигде не купишь. И много случаев, когда мужик купил пуд, дал 100 руб., а у него милиция отобрала. Еще многие убивают себя и мрут с голоду...

Кони у крестьян дохнут — нечем кормить, потому что сено и продукты у крестьян отобрали и картошку всю по­гноили в баржах на реках Десна и Днепр. Осенью 31 года людей мучили, чтобы свозили картошку на склады, а те­перь мучают, чтобы вывозили гной со складов. Вот в Остере на базаре громадный склад картошки на весь базар так во­няет, что все плачут, разве ж это не их труд пропадает на­прасно...

...И не знаю, что за постановление такое у центра, чтобы от селян отбирать все из продуктов до фунта, или это на месте выдумывают, что просто ужас...

Цит. по: Н.В Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю.А. Петров История России 20-начало 21 века, М. «Русское слово» 2010

 

1. На какие особенности политики коллективизации об­ращает внимание украинский крестьянин, говоря о глав­ных причинах голода в деревне? 2. Кого он считает главным виновником сложившегося положения? 3. Как подобные на­строения интерпретировались и использовались высшим руководством страны?

 

Использованные ресурсы

1. Н.В Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю.А. Петров История России 20-начало 21 века, М. «Русское слово» 2010

2. Н.В Загладин, С. И. Козленко, С. Т. Минаков, Ю.А. Петров История России 20-начало 21 века, М. «Русское слово» 2010


Просмотров: 942 | Загрузок: 156
Автор: Кузнецова А.Ю.
Теги: СССР
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar