Конспект и презентация к уроку истории "Аграрная реформа П. А. Столыпина"

Задачи занятия:

Выявить цели, сущность и итоги аграрной реформы Столыпина.
Продолжить формирование умений анализировать текст учебника и документов, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать учебный материал, делать выводы, аргументировано высказывать свою точку зрения, оценивать деятельность исторических лиц.
Воспитывать общую культуру поведения, умение выслушать собеседника, вести дискуссию.

Учебно-методическое обеспечение – Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке. 11 класс.

Время реализации занятия – 45 мин.

Авторский медиапродукт:

Среда: MS Power Point, MS Word, Autoplay Media Studio.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала, электронное пособие.
Структура  презентации:

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

Актуализация знаний учащихся

2 мин.

Целевая установка

1 мин.

Решение проблемного вопроса

5 мин.

Самостоятельная работа

7 мин.

Самостоятельная работа

16 мин.

Практическая работа

8 мин.

 

Содержание слайдов

Титульный лист
Актуализация знаний
Цель урока. Постановка проблемы
Цели реформы

5-6. Основные мероприятия реформы

7-9. Результаты реформы.

10-12. Итоги реформы.

13. Причины незавершенности реформы.

14-15. Оценка деятельности Столыпина.

16. Итоги.

 

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

Недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет достаточного количества источников)
Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов
Формирование информационной культуры и компетентности школьников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)
Развитие понятийного мышления за счет возможности и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал и др.)

 

План занятия

Структурные элементы

Деятельность учителя

Организационный момент. Вводное слово учителя

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся

Актуализация знаний учащихся

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Вхождение в тему

Определение  темы и   целей работы на уроке

Цели аграрной реформы

Формируется вызов на получение новой информации.

Фронтальная устная работа

Основные мероприятия аграрной реформы

Называет основные мероприятия реформы по схеме.  Дает задание охарактеризовать эти мероприятия, используя текст учебника и документы.

Результаты аграрной политики Столыпина

Наблюдение, помощь по просьбе учащихся.

Итоги реформы

Обсуждение с учащимися итогов реформы

Причины незавершенности реформы

Постановка проблемы

Оценка деятельности П.А. Столыпина

Учитель предлагает сопоставить различные точки зрения на деятельность Столыпина

Итог урока

Подводятся итоги урока

Домашнее задание

Разъяснение домашнего задания

Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютерный класс, проектор, учебники, тетради.

Методы обучения: поисковый, словесный, практический, проблемно-эвристический.

Карта занятия

 

Комментарий хода урока

Организационный момент. Вводное слово учителя. Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.

Актуализация знаний учащихся. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала.

Вхождение в тему. Определение  темы и   целей работы на уроке

Цели аграрной реформы. Формируется вызов на получение новой информации. Учащиеся читают текст документов, делает пометки в тетрадях по мере осмысления информации.

После корректировки ответов учащихся они фиксируются в тетрадях.

Основные мероприятия аграрной реформы. Учитель называет основные мероприятия реформы по схеме.  Дает задание охарактеризовать эти мероприятия, используя текст учебника и документы

Результаты аграрной политики Столыпина. Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу «Положительные и отрицательные результаты реформы»

Итоги реформы. Обсуждение с учащимися итогов реформы.

Причины незавершенности. Обсуждение причин незавершенности реформы, фиксация причин в тетрадях.

Оценка деятельности П.А. Столыпина. Учитель предлагает сопоставить различные точки зрения на деятельность Столыпина. Самостоятельная работа с документом, решение учебной задачи. Дискуссия.

Подводятся итоги урока

Домашнее задание

 

Ход урока:

Организационный момент (1 мин.)
Вводное слово учителя. (1 мин.)

На рубеже XIX –XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы. Самой острой из них по-прежнему оставалась аграрная. Все политические силы России осознавали это и предлагали свои способы ее решения.

Актуализация знаний учащихся. (2 мин.)

Задание. Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чем сущность предложенных проектов? (слайд №2).

Вхождение в тему. (1 мин.)

Слово учителя. Все эти проекты будут отвергнуты государством. Но растущее недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне, ее активное участие в революции требовали от правительства решительных действий. Попытка успокоить крестьянство, направить его недовольство в парламентское русло не удалась: в I Государственной думе думское большинство и сформированная из крестьянских депутатов трудовая группа не стали опорой правительства в решении аграрного вопроса. После роспуска I Думы, в условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 г. был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Началась аграрная реформа П.А. Столыпина.

Каковы цели, содержание и значение аграрной реформы Столыпина? (слайд № 3)

Изучение нового материала.

Цели аграрной реформы. (5 мин.)

Задание. На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы. (хрестоматия[1] – документы – цели реформы).

Подводятся итоги. (слайд №4).

Цели реформы:

«успокоение страны»
создание слоя земельных собственников – социальной и экономической опоры монархии
продолжение процесса модернизации.

Основные мероприятия аграрной реформы. (7 мин.)(слайд №5)

Задание. 1) найти определения терминов «хутор», «отруб»

2) охарактеризовать мероприятия реформы на основании учебника и источников (хрестоматия – документы – основные мероприятия)

 Вопросы и задания к документам. (слайд № 6)

Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики Столыпина?
Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин?
Какова процедура выделения из общины?

 

Результаты аграрной политики Столыпина. (7 мин.)

Задание. Заполнить таблицу «Положительные и отрицательные результаты реформы»(слайд № 7).

Результаты. (слайд №8, 9).

 

Итоги реформы. (5 мин.)

Задание. Подвести итоги реформы. (слайд №10, 11, 12).

 

Причины незавершенности реформы. (4 мин.)

Задание.  Определить причины незавершенности реформы. (слайд № 13)

Оценка деятельности П.А. Столыпина. (8 мин.)

Существуют различные оценки деятельности Столыпина.

Работа с документом. (хрестоматия – документы – оценка деятельности Столыпина).

Вопросы и задания к документу (слайд № 14, 15):

1. Сформулируйте в одном-двух предложениях отношение автора приведенных строк к реформаторской деятельности П. А. Столыпина.     

2. Какими аргументами А. Я. Аврех подтверждает свое мнение?

3. Известны и противоположные оценки деятельности П. А. Столыпина на посту премьер-министра России и прогнозы развития страны в русле начатых Столыпиным реформ. Почему деятельность этого политика вызывала неоднозначные отклики как у его современников, так и у историков более позднего времени?

 

Итог урока. (слайд № 16). (3 мин.)

Несмотря на очевидные трудности и незавершенность преобразований, реформа способствовала развитию страны на пути модернизации.

 

Домашнее задание. (1 мин.)

Подготовить развернутый ответ на тему: «Сущность, итоги и значение реформы Столыпина»

 

Список литературы:

Данилов А.А. История России. 1900-1945 гг. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008.
Данилов А.А. История России. 1900-1945 гг. Практикум. М.: Просвещение, 2008.
Коваль Т.В. История России. XX век. М.: Владос, 2002.
Хрестоматия по истории России. XX век. /Сост. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 1999.


Просмотров: 444 | Загрузок: 81
Автор: Хамидуллин Б.И.
Теги: столыпин
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar