Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Программа подготовки к Единому государственному  экзамену   по русскому языку обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования,  рассчитана на обучающихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Цель элективного курса – помочь учащимся 10 – 11 классов подготовиться к Единому государственному  экзамену   по русскому языку.

Учебно-тематическое планирование состоит из тдвух частей:  выполнение тестовых заданий на основе печатного текса, написание сочинения-рассуждения по проблеме прочитанного текста.

Важная составляющая программы – подготовка к выполнению тестовых заданий. 30 тестовых заданий  выбором ответа (А1 – А30)  и8  заданий с кратким ответом (В1 – В8). При подготовке к выполнению заданий  А1  формируются орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение), А2 – лексические нормы (употребление паронимов), А3 – морфологические нормы, А4,5,6  – синтаксические. Задания А7,8,27,28,29,В7 связаны с содержательным разделом «Речь. Текс». В заданиях А9,10,В3,4,5,6, представлен синтаксис,  в А20,21,22,23,24,25,26 – пунктуация. Связаны с использованием знаний из разделов задания А12,30 – лексика, В1 – словообразование, А11 – морфология, А13,14,15,16,17,18,19 – орфография. Задание В8 проверяет умение определять средства выразительности   русской речи.

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся. Выполняя специальные упражнения, выпускники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические и пунктуационные  правила, что требуется при выполнении  заданий ЕГЭ.

Написание сочинения-рассуждения по проблеме  выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования навыков проблемного анализа текста, а так же  следующих умений: правильно сформулировать и прокомментировать проблему, согласившись или не согласившись с мнением автора, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводя как  аргументы из жизни, так и из художественной литературы. Знакомит с композицией сочинения, приемами написания вступления и заключения, основными законами формальной логики. Формирует практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими, и лексическими нормами современного русского литературного языка. Осуществляет знакомство с критериями проверки и оценки выполнения задания части С. Ученическое сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

                       

                        МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПОДГОТОВКИ к ЕГЭ

Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении  всех видов заданий ЕГЭ, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в средней  школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение по проблеме текста.

Целесообразно знакомить каждого ученика с критериями оценивания  сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить обучающимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных школьниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам анализа содержания и проблематики прочитанного  текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки нахождения проблем в тексте..

 Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как вычленение проблем из художественной литературы и составление банка аргументов. Результаты показывают, что обучающиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.

Названные аспекты были учтены при планировании элективного курса по подготовке к ЕГЭ.

 Данный элективный курс (68ч.) рассчитан на два года обучения (десятый, одиннадцатый классы) и  призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. Курс состоит из двух  частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы.

 

          УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 1 год    обучения                

                                   Содержание учебного материала

 

  Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 8 ч

Понятие о сочинении-рассуждении. Композиция сочинения-расуждения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценки сочинения. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблем. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Что проверяет эксперт. Практическая работа № 1 «Выявление проблем в тексте»

Комментарий к проблеме. Два типа комментария. Типовые конструкции (клише) для  комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Что проверяет эксперт. Практическая работа № 2 «Составлениедвух типов  комментария к проблеме »

Позиция автора. Как выявить позицию автора. Средства выражения позиции автора.  Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Что проверяет эксперт. Практическая работа № 3 «Нахождение в тексте  позиции автора. Формулирование авторской позиции».

Согласие/несогласие с позицией автора Типовые конструкции для выражения своей позиции. Практическая работа №4  «Выражение собственной позиции»

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. Банк аргументов. Что проверяет эксперт. Практическая работа №5 «Типичные ошибки учащихся в аргументации». Практическая работа №6 «Аргументация собственного мнения по проблеме».

Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Требования к его структуре и оформлению. Что проверяет эксперт. Практическая работа №7 «Написание вступления и заключения к сочинению»

Речевое оформление сочинения. Типы ошибок.Фактические ошибки. Логические ошибки.  Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Что проверяет эксперт. Практическая работа №8 «Нахождение и редактирование всех типов ошибок»

Практическая работа № 9 «Написание сочинения-рассуждения по проблеме текста»

Орфоэпические нормы. Практическая работа  №10   (подготовка к заданию А-1).

 

                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (1 год обучения)

 

                     Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 10 ч

 

1. Понятие о сочинении-рассуждении. Композиция сочинения-расуждения. Основные средства связи между предложениями в тексте. Критерии оценки сочинения. Проблема текста. Типы проблем. Способы выявления проблем. Способы формулирования проблемы. Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Типичные ошибки при формулировании проблемы. Что проверяет эксперт. Практическая работа № 1 «Выявление проблем в тексте» (1ч)

2. Комментарий к проблеме. Два типа комментария. Типовые конструкции (клише) для  комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типичные ошибки при комментировании проблемы. Что проверяет эксперт. Практическая работа № 2 «Составлениедвух типов  комментария к проблеме » (1ч)

3. Позиция автора. Как выявить позицию автора. Средства выражения позиции автора.  Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора. Что проверяет эксперт. Практическая работа № 3 «Нахождение в тексте  позиции автора. Формулирование авторской позиции». (1ч.)

4. Согласие/несогласие с позицией автора Типовые конструкции для выражения своей позиции. Практическая работа №4  «Выражение собственной позиции» (1ч)

 5. Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. Типичные ошибки аргументации. Банк аргументов. Что проверяет эксперт. Практическая работа №5 «Типичные ошибки учащихся в аргументации». Практическая работа №6 «Аргументация собственного мнения по проблеме». (1ч)

6. Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Требования к его структуре и оформлению. Что проверяет эксперт. Практическая работа №7 «Написание вступления и заключения к сочинению» (1ч.)

7.Речевое оформление сочинения. Типы ошибок.Фактические ошибки. Логические ошибки.  Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Что проверяет эксперт. Практическая работа №8 «Нахождение и редактирование всех типов ошибок» (1ч.)

8. Практическая работа № 9 «Написание сочинения-рассуждения по проблеме текста» (1ч)

 

                             Подготовка к выполнению тестовых заданий – 30 ч  

 

1. Орфоэпические нормы. Практическая работа  №10   (подготовка к заданию А-1).

(1ч.)

2. Лексические нормы (паронимы). Практическая работа № 11   (подготовка к заданию А-2) (1ч.)

3. Морфологические номы (нормы образования форм слов). Практическая работа № 12  (подготовка к заданию А-3)  (1ч.)

4. Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастным оборотом).  Практическая работа № 13  (подготовка к заданию А-4) (1ч.)

5. Синтаксические нормы  (Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений).  Практическая работа № 14  (подготовка к заданию А-5). (1ч.)

6. Синтаксические нормы (замена придаточного предложения причастным оборотом).  Практическая работа №15 (подготовка к заданию А- 6). (1ч.)

7. Речь. Текст. Смысловая цельность текста, его композиция (построение). Тема, основная мысль текста. Практическая работа №16  (подготовка к заданию А-7).. (1ч.)

8. Речь. Текст. Средства связи предложений в тексте. Практическая работа № 17 (подготовка к заданию А-8) (1ч.)

9.Синтаксис. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Практическая работа №18   (подготовка к заданию А-9) (1ч.)

10. Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Практическая работа №19  (подготовка к заданию А-10). (1ч.)

11. Морфология. Части речи, их признаки (нахождение в тексте предложения, в котором имеется та или иная часть речи).  Практическая работа №20   (подготовка к заданию А-11) (1ч.)

12. Лексика.  Лексическое значение слова.  Практическая работа № 21 (подготовка к заданию А-12). (1ч.)

13. Орфография. Правописание  -Н- и  -НН- в суффиксах разных частей речи.

Практическая работа № 22  (подготовка к задания А-13) (1ч.)

14. Правописание корней. Отличие корней с чередующимися и безударными непроверяемыми гласними от корней слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Практическая работа №23  (подготовка к заданию А-14) (1ч.)

15. Правописание приставок. Неизменяемые приставки, приставки на З-(С-), приставки ПРЕ- и ПРИ-, гласные на стыке корня и приставки, правописаниЪ И Ь. практическая работа № 24  (подготовка к заданию А-15). (1ч.)

16. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Практическая работа №25   (подготовка к заданию А-16)   (1ч.)

17.  Правописание суффиксов различных частей речи (кромее –Н-/-НН-). Практическая работа № 26  (подготовка к заданию А-17)

18. Правописание  Не и НИ. Практическая работа № 27  (подготовка к заданию А-18) (1ч.)

19. Слитное дефисное, раздельное написание слов. Практическая работа № 28   (подготовка к заданию А-19)    (1ч.)

20.Пунктуация. Пунктуация в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами. Практическая работа №  29 (подготовка к заданию А-20). (1ч.)

21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Употребление запятых при обособленных определения, приложениях,обстоятельствах, дополнениях, уточняющих членах. Практическая работа №30   (подготовка к заданию А-21) (1ч.)

22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными  с членами предложения. Практическая работа № 31   (подготовка к заданию А-22) (1ч.)

23. Знаки  препинания в впрстом осложненном предложении (с однородными членами). Практическая работа №32   (подготовка к заданию А-23). (1ч.)

24. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа № 33 (подготовка к заданию А-24). (1ч.0

25. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Практическая работа № 34 (подготовка к заданию А-25). (1ч.)

26. Знаки препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью. Сложное  предложение  с разными видами связи. Практическая работа №35   (подготовка к заданию А-26) (1ч.)

 

                      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (2 год обучения)

 

                     Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 8 ч

 

1. Композиция сочинения-  рассуждения. Проблема текста. Способы формулировки проблемы текста.  Два вида комментария к проблеме. Позиция автора. Выражение своей позиции. Виды аргументов. Аргументация своей позиции. Виды вступления и заключения. Критерии оценивания. (2ч.)

 

2. Написание сочинения- рассуждения. Анализ допущенных ошибок. (8ч.)

 

             Подготовка к выполнению тестовых заданий – 22 ч

 

1. Речь Текст.Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Практическая работа №36   (подготовка к заданию А-27) (1ч.)

2. Речь. Текст. Смысловой и композиционный анали текста. Авторская позиция в тексте. Практическая работа №37  (подготовка к заданию А-28) (1ч.)

3. Функционально-смысловые типы речи. Практическая работа № 38 (подготовка к заданию А-29) (1ч.)

4. Лексика. Синонимы. Антонимы. Устаревшие слова. Неолгизмы. Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова. Практическая работа № 39 (подготовка к заданию А-30) (1ч.)

5. Словобразование. Способы  образования слов. Практическая работа №40  (подготовка к заданию В-1) (1ч.)

6. Морфология. Части речи, их признаки (нахождение в тексте слова, заданной  части речи)  Практическая работа №41   (подготовка к заданию В-2) (1ч.)

7. Типы подчинительной связи в словосочетании. Практическая работа № 42  (подготовка к заданию В-3) (1ч.)

8. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные предложения. Практическая работа №43  (подготовка к заданию В-4) (1ч.)

9. Прстое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Вводные слова. Обращения. Междометия. Практическая работа №44   (подготовка к занятию В-5). (1ч.)

10. Сложное предложение. Виды придаточных. Типы подчинения. Практическая работа № 45 (подготовка к занятию В-6) (1ч.0

11. Средства смысловой, логической связи отдельных предложений в тексте. Практическая работа № 46 (подготовка к заданию В-7). (1ч.)

12. Выразительность русской речи. Выразительные средства русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики,и фразеоологии. Практическая работа № 47 (подготовка к заданию В-8) (1ч.)

13. Решение учебно- тренировочных тестов. Анализ ошибок. (12ч.)

 

           РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 1. Единый государственный экзамен Русский язык типовые экзаменационные варианты  / ФИПИ, авт.­сост.: И.П. Цыбулько,  М.: "Национальное образование" 2012 .

 2. Л. И. Мальцева. Н. М. Смерчинская Русский язык все для ЕГЭ  М: Народное образование, 2013.

 3 Н. А. Сенина. Русский язык подготовка к ЕГЭ / Легион Ростов-на-Дону 2012.

 4. А. Штоль Русский язык готовимся к ЕГЭ самостоятельно / Сибирское университетское издательство Новосибирск, 2010.

 5. А. Г. Нарушевич ЕГЭ русский язык сочинение на ЕГЭ, М.: Просвещение.

 6. Н. А. Сенина, А. Г, Нарушевич  Русский язык сочинение на ЕГЭ курс интенсивной подготовки / Лнгион-М Ростов-на-Дону, 2012.

7. Русский язык применение кейс-технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) 10-11 классы / автор-составитель Т. А. Балясникова М.: Планета,2011

8.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно­деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать 
с книгой. М., 1995.

10. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.

11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.

12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.


Просмотров: 211 | Загрузок: 55
Автор: Пономарева С.И.
Теги: русский язык
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar