Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, часть С (сочинение)

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количество вопросов не только у ученика, но и у учителя. Готовя ребят к написанию сочинения, необходимо помнить, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. И нетрудно заметить, что возглавляет список проблема текста. Невнимательное чтение, неправильная формулировка проблемы исходного текста может свести всю работу выпускника к нулю. Поэтому очень важно правильно построить занятия по подготовке будущих выпускников к выполнению этой части ЕГЭ по русскому языку.
Можно выделить следующие этапы работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения:
1. ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки;
2. поэтапный разбор каждого критерия:
а) проблема текста, виды проблем, приёмы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы;
б) комментарий, виды комментария, способ оформления;
в) выявление позиции автора и способы её оформления;
г) аргументация собственной позиции, виды аргументов;
3. работа над композицией сочинения;
4. написание и проверка сочинения по разработанным критериям оценивания.
Итак, остановимся на проблеме исходного текста (К1). Ключевыми вопросами занятия становится следующие:
• Что такое проблема?
• Как выявить проблему текста?
• Как сформулировать проблему текста?
Что же такое проблема текста? Обратившись к толковым словарям, получаем ответ на первый вопрос.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многое другое. Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».
Выявление проблематики исходного текста – важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.
Выделяют различные категории (виды) проблем:

Проблема

Литературное произведение

Проблема взаимоотношений человека и общества (общество подавляет человека, человек чувствует себя лишним в обществе). Личность и общество (близко к проблеме внутренней свободы личности).

К. Кизи «Над кукушкиным гнездом», А. С. Пушкин «Станционный смотритель», Дж. Апдайк «Кролик, беги», Вл. Маканин «Антилидер».

И герой Апдайка Гарри Энгстром, и персонажи произведения К. Кизи «Над Кукушкиным гнездом» прямо или опосредованно сравниваются с кроликами. Тем самым определяется их роль в обществе: питаться, размножаться, ведя обывательскую жизнь. Гарри Энгстром, чувствующий это, пытается сбежать от общества, близких людей, самого себя, однако в итоге он смиряется со своей общественной ролью, принял общественные законы, от которых пытался убежать (последняя часть тетралогии «Кролик успокоился»). В произведении Кизи общество сравнивается с огромным Комбинатом, перемалывающим людей, не соответствующим его требованиям. Только такая сильная личность, как Макмэрфи способна противостоять этому Комбинату. Именно он заставляет обитателей психиатрической больницы превратиться из «понурых белых кроликов», добровольно остающихся в этой лечебнице, в людей, осознавших себя личностью, способных выйти в мир, от которого они так старательно бежали.

Проблема милосердия (сострадания)

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», И. А. Гончаров «Обломов», Л. Толстой «Воскресенье», И. А. Куприн «Чудесный доктор».

В своём рассказе Куприн показал, как милосердие, умение почувствовать чужую боль способно спасти человека. Доктор, прототипом которого послужил знаменитый хирург Пирогов, сумел почувствовать горе Мерцалова и, отказавшись от собственных дел, спас не только самого Мерцалова, но и его семью.

 

Проблема воспитания (роль учителя в воспитании (становлении) характера ребёнка)

Ч. Айтматов «Первый учитель», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», В. Распутин «Уроки французского».

Учительница французского языка Лидия Михайловна готова любыми способами помочь герою. Видя, что мальчик из гордости отказывается от её угощений, она идёт на хитрость. Выбирая между увольнением и заботой о мальчике, она выбирает последнее, и, даже уехав на Кубань, присылает ему посылку с продуктами. Воспоминания об этих уроках французского герой пронесёт через всю жизнь, для него они станут своеобразными уроками доброты, которые значительно повлияют на его характер.

Проблема памяти (историческая память, память поколений)

В. Распутин «Прощание с Матёрой», Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном», А. П. Чехов «Вишнёвый сад», Ч. Айтматов «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»).

В своём произведении Айтматов приводит притчу о манкуртах, людях, лишённых их хозяевами памяти. Манкурты, не помнившие ни родного народа, ни отца с матерью, становились рабами, готовыми по воле хозяев убить даже тех, кто дал им жизнь. Утрата памяти о своих корнях, предках равносильна духовной гибели человека, не случайно само слово «манкурт» стало впоследствии нарицательным, так как воплощало в себе предупреждение о той страшной участи, которая может ожидать человека.   

Проблема внутренней свободы.

Проблема связи искусства и личности человека                          

 

Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» и Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»,

Счастье человека не может быть построено на лишении его внутренней свободы. Внутренняя свобода и искусство неразрывно связаны. Искусство развивает внутренний мир человека, его индивидуальность.

Е. Шварц «Дракон», К. Кизи «Над кукушкиным гнездом».

В пьесе Е. Шварца «Дракон» Дракон в разговоре с Ланселотом объясняет, что только человек, лишённый души, то есть внутренней свободы, может добровольно стать рабом. «Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам - человек околеет. А душу разорвешь - станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души».

Проблема судьбы (человек и судьба).

М. Ю.Лермонтов «Герой нашего времени («Фаталист»)», А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

В своём стихотворении «Песнь о Вещем Олеге» Пушкин показал, как судьба (рок) довлеет над человеком. Олег, которому волхвы предсказали смерть от коня, пытается убежать от судьбы, отказываясь от коня, который не раз выручал его. Однако Олегу так и не удалось избежать предсказания: выползшая из черепа умершего коня змея ужалила князя, и он умер.

Проблема войны (противоестественность войны)

К. Воннегут «Бойня номер пять или Крестовый поход детей», Э. М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», К. Воробьёв «Убиты под Москвой», Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», М. Шолохов «Родинка».

Каждая война противоестественна человеческой природе, самой жизни. В своём рассказе «Родинка» из цикла «Донские рассказы» М. Шолохов показывает, как гражданская война нарушает естественный ход жизни, разрушает кровные узы, обращая отца против сына. Страшен момент узнавания атаманом в убитом Николае своего сына. Теперь перед ним уже не враг, а собственный сын, которого он убил. И тем острее звучат слова атамана, который не может понять, как это могло произойти: «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя… Да скажи же хоть слово? Как же это, а?».

Проблема (способа) познания мира (различие чувственного и рационального способов познания.

Проблема постижения мира в разные периоды жизни (ребёнок-подросток-взрослый)

Проблема социальной несправедливости

Проблема подвижничества, праведничества.

Проблема разрушения человека под влиянием низких страстей (проблема скупости, зависти и т.д.). Проблема «ложных» ценностей.

Проблема сохранения чистоты языка (засорения языка)

Проблема поиска смысла жизни

Проблема противостояния человека судьбе, старости, смерти (титанизм). В чём состоит величие человека?

Проблема влияния книги на человека

Проблема отношения человека к природе (человек и природа). Попытка изменить природу, естественный ход жизни

Проблема нравственного выбора

Проблема равнодушия, душевной чёрствости

Проблема взаимоотношения «отцов и детей» (старшего и младшего поколений).

 

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», У. Уитмен «Когда я слушал учёного астронома…», И. А. Гончаров «Обломов».

Лирический герой Уитмена слушает лекцию о звёздах, читаемую «учёным астрономом», однако это знание не привлекает его, и он «выскальзывает» на улицу, чтобы в полном молчанье «взглядывать порою на звёзды». Выбирая между рациональным (научным) способом познания мира, предлагаемым астрономом, обстоятельно приводящим цифры и карты звёздного неба, и чувственным познанием, герой делает свой выбор в пользу последнего способа, так как в нём больше жизни.

Л. Н. Толстой «Детство», И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева», Дж. Сэлинджэр «Над пропастью во ржи», Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков» Л. Филатов «Кукольный театр» (восприятие мира на разных жизненных этапах различается: ребёнок-взрослый).

В стихотворении Филатова кукольный театр становится символом детства, в который снова пытается вернуться лирический герой. Однако сделать это не так просто: он повзрослел, по-другому воспринимает теперь всё вокруг. Филатов постоянно подчёркивает эту разницу между миром ребёнка и миром взрослого, например, для того чтобы войти в театр, нужно избавиться от тех вещей, которые характерны для взрослого мира («газеты», «окурки», «сплетни»), оставив лишь детскую веру в чудо. Различие в восприятии мира взрослыми и детьми подчёркивается Филатовым и в финале, когда герой больше обращает внимание не на чудеса, а на детали внешнего вида папы Карло, на мелочи, за которыми забываешь о сказке.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые» Т. Драйзер «Американская трагедия», В. Г. Короленко «В дурном обществе», М. Горький «На дне»

Н. С. Лесков «Очарованный странник», А. Платонов «Юшка», В. Распутин «Живи и помни», А. Солженицын «Матрёнин двор».

А. С. Пушкин «Скупой Рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Выстрел», Н. В. Гоголь «Портрет» И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», О. Де Бальзак «Гобсек», «Шагреневая кожа».

И. С. Тургенев «Русский язык», Т. Толстая «Кысь», Д. С. Лихачев «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет» («А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность»), М. Зощенко «Обезьяний язык».

В своём стихотворении в прозе «Русский язык»  лирический герой И. С. Тургенева связывает язык с такими понятиями, как «Родина», «народ». Именно язык, хранящий в себе образное представление человека о себе и окружающем его мире, помогает герою сохранить надежду на лучшее. Искажая язык, засоряя его жаргонизмами и подобными им «словечками», мы не только губим наш язык, но и уничтожаем представления о мире, передающиеся из поколения в поколения, уничтожаем память предков, а следовательно, уничтожаем и себя как народ.

Ч. Айтматов «Плаха», Л. Н. Толстой «Война и мир», Дж. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», М. Шолохов «Тихий Дон».

Э. Хемингуэй «Старик и море», «Непобеждённый», А. С. Пушкин «Пир во время чумы», М. Горький «Старуха Изергиль».

Постаревший и забытый публикой матадор Мануэль Гарсия возвращается на арену, чтобы доказать (прежде всего себе), что неудачи не сломили его и он может бороться с быком, символизирующим в рассказе Хемингуэя судьбу. Мануэль постоянно повторяет, что не хочет быть заменой популярным матадорам, полон сил. Мануэль не может победить старость, о чём свидетельствуют раны, полученные им в поединке с быком, но, одолев на арене своего быка, Мануэль уходит непобеждённым.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Дубровский», А, С. Грибоедов «Горе от ума», М. Горький «Мои университеты», Дж. Лондон «Мартин Иден».

И. С. Тургенев «Отцы и дети», В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», Р. Брэдбери «И грянул гром».

В. Г. Короленко «Слепой музыкант», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», В. Быков «Сотников», М. Шолохов «Тихий Дон».

Н. В. Гоголь «Шинель», В. Распутин «Деньги для Марии», А. П. Чехов «Палата № 6», А. Платонов «Юшка»

И. С. Тургенев «Отцы и дети», К. Г. Паустовский «Телеграмма», А. П. Чехов «Невеста», М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы».


Просмотров: 175 | Загрузок: 52
Автор: Беллаш Е.В.
Теги: сочинение
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar