Конспект к уроку «Всё о слове: многоаспектный анализ слова»

Цель:   1) Формировать лингвистическую и языковую компетентности

              2) Развивать коммуникабельность учащихся в творческой группе

Форма работы: групповая

Оборудование:

Справочная литература (лингвистические словари)
Раздаточный материал (памятка по анализу слова, речевые клише)
Запись на доске
Наглядное пособие аппликация

Ход урока.

Организационный момент.

- Добрый день, я искренне рада приветствовать всех, кто не равнодушен к русскому языку, к этой громаде, к этому достоянию, к этому кладу, который дан нам во владение.

Вступительное слово учителя

Тема нашего урока: «Всё о слове: многоаспектный анализ слова»

- Что значит многоаспектный анализ слова?

- Значит, мы будем создавать «портрет» слова.

Для начала давайте определим, что такое «слово» с научной точки зрения.

По утверждению М. Горького, слово – это одежда всех мыслей, всех фактов. Рисуя «портрет» слова, мы окунаемся в его глубины, осознаем его красоту, функциональность, творческую и духовную энергию. Чтобы создать портрет слова как единицы языка, мы должны обратиться к разным разделам лингвистики, т.е. науки о языке. К каким?

Остается только определить слово, портрет которого мы будем создавать с точки зрения лингвистики, демонстрируя при этом языковую, коммуникативную и культурологическую компетентности.

Работы с афоризмами на доске.

Попробуем догадаться, какое слово пропущено в этих афоризмах.

 …  с точки зрения молодости – бесконечное будущее; с точки зрения старости – очень короткое прошлое.

А. Шопенгауэр.

… - это миг между прошлым и будущим.

Л. Дербенев

…  подобна театру: в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.

Пифагор

Работа в группах

Итак, слово определено. Задача каждой группы охарактеризовать это слово:

1-ая группа на фонетическом, графическом о орфографическом уровнях. (см.памятки)

2-ая группа анализирует это слово с точки зрения морфемики (см. памятку). Пользуйтесь словообразовательным словарем.

3-ья группа вам предстоит дать характеристику слову «жизнь» как части речи. Здесь вам поможет учебник под редакцией Батайцевой и Власенкова.

4-ая группа самая ответственная работа: обратитесь к лексикологии и фразеологии. Поработайте со словами.

А нашим уважаемым гостям, чтобы они не скучали в течение 5-и минут, я хочу предложить поразмышлять над некоторыми афоризмами …

Выступление представителей от каждой группы.

Используя речевое клише, охарактеризуйте слова на языковых уровнях, которые вам предложены.

На доске появляется аппликация:

 

«Все есть слова – для каждой сути» (Все о слове: многоаспектный анализ слова).

[Описание: точечный рисунок.bmp]

Попробуем создать «портрет» слова. А что такое «слово»?

( (Единица языка. Значимая единица, которая имеет форму и содержание.. См. высказ. Флоренского о слове). Рисуя портрет слова, мы окунаемся в его глубины, осознаем его красоту, функциональность, творческую и духовную энергию.) Чтобы создать портрет  слова как единица языка, мы должны обратиться к разным разделам лингвистики, т.е. науки о языке. К каким?

Остается определить слово, портрет которого с точки зрения лингвистики мы будем создавать, демонстрируя при этом языковую, коммуникативную и культурническую компетентности.

Вы сказали, что слово «жизнь» многозначные, стилистические нейтральное (что значит – стилистически нейтральное?)
Давайте проанализируем одну из речевых ситуаций, с которой вас сейчас познакомят Кирилл и Виталий, любезно согласившиеся выступить в роли актеров.
Анализ текста.

а) Как создается смысловая многословность в тесте?

               Обратите внимание на глубокий философский смысл реплик отца.

- К какому стилю речи вы отнесете этот текст?

Стилистическая принадлежность – развернутый стиль.

Признаки стиля:

Неофиц. от-ка, вопросно – ответная форма – обмен мыслями разговорная лексика.

- С каким настроением Кирилл произнес последнюю реплику?

Как вы думаете почему? Там стоит … прием умолчания.

Этот текст свидетельствует о том, что слово жизнь – многоязычная. Докажите! Называется текст «Смешной ты, папа!» А как можно озаглавить?

- Какие реплики вы могли бы дополнить авторскими ремарками?

Так что это можно предложить, что, собственно, я и хочу предложить вам на дом.

Анализ афоризмов.

Но у нас еще есть афоризмы. Давайте обратимся к ним.

Жизнь нашу можно удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает чёлн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своём движении мелью и разбиваемый о подводный камень. - Нужно ли упоминать, что сей утлый чёлн на рынке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?

Кузьма Прутков

- У К.Пруткова много афоризмов, в частности, о жизни.

А что вам известно об этом авторе?

- Можете прокомментировать одно из высказываний о жизни?

Д/з : Творческая работа. С какими из афоризмов вы согласны, а с какими готовы поспорить.


Просмотров: 167 | Загрузок: 55
Автор: Генералова В.П.
Теги: словообразование
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar