Конспект и презентация к уроку русского языка "Правописание окончаний имён существительных"

Цели:

Обобщить знания учащихся, связанные с написанием окончаний имён существительных.
Обучить особенностям употребления некоторых форм имён существительных.
Совершенствовать навыки правописания окончаний имён существительных.
Закрепить навыки аналитической работы со словом.

8.  Оборудование: интерактивная доска, учебник, раздаточный материал.

9.    Ход урока

 

Ход урока

 

Организационный момент.

/Настрой ребят на работу, создание атмосферы комфорта/

Грамматическая «пятиминутка».

Орфоэпическая работа /ученик у доски/

Задание: проставить ударение в словах, назвать имена существительные.

Баловать, диспансер, завидно, звонишь, коклюш, красивее, кремень, намерение, обеспечение, облегчить, премировать, столяр, ходатайствовать, черпать, щавель.

Грамматическая работа /фронтальный опрос/

Задание: исправить ошибки в образовании форм слова.

С четырёхстами рублями, более нужнее, трое подруг, опытные доктора, ляжьте на пол, самый красивейший пейзаж, замереть с восторга, тормоза автомобиля.

Работа с текстом

Она вошла на маленькой станции между Марселем и Арлем, прошла по вагону, извиваясь всем своим цыганско-испанским телом, села у окна и, ничего не видя вокруг себя, стала шелушить и грызть жареные фисташки, от времени до времени поднимая подол верхней черной юбки и запуская руку в карман нижней.
Губы ее были сизы, синеватый пушок на верхней губе сгущался над углами рта. (3) Тонкое, смугло-темное лицо, озаряемое блеском зубов, было древне-дико. (4) Глаза, долгие, золотисто-карие, полуприкрытые смугло-коричневыми веками, глядели как-то внутрь себя - с тусклой первобытной истомой. (5) Из-под жесткого шелка смоляных волос, разделенных на прямой пробор, поблескивали вдоль круглой шейки длинные серебряные серьги. (6) Выцветший голубой платок, лежавший на покатых плечах, был красиво завязан на груди. (7) Руки, сухие, индусские, с мумийными пальцами, светлыми ногтями, шелушили фисташки с обезьяньей быстротой и ловкостью. (8) Стряхнув луху с колен, она прикрыла глаза, положила ногу на ногу и откинулась к спинке скамьи. (9) Под сборчатой черной юбкой, женственно выделявшей перехват ее гибкой талии, кострецы выступали твердыми бугорками плавных очертаний; худая, голая, блестевшая тонкой загорелой кожей ступня была обута в черный тряпичный чувяк и переплетена разноцветными лентами - синими и красными.

(10) Под Арлем она вышла. (11) «Это камаргианка», - почему-то очень грустно сказал, проводив ее глазами, мой сосед, измученный ее красотой, мощный, как бык, провансалец, с черными глазами.

(И. Бунин)

Задания уровня А

1.   Какое из следующих высказываний наиболее полно отражает  основную идею текста?

Цель автора - описание национального костюма жительниц поселка Камарг.
Описывая внешность героини, автор стремится передать своеобразие национального характера камаргианцев.
Автор ставит своей целью передать необычную, «древне-дикую» красоту камаргианки, детально описав ее внешность.
Рассказчику важно передать впечатление соседа от внешности камаргианки.

2.   Определите стиль и тип речи в данном тексте.

научный стиль, рассуждение;
художественный стиль, описание;
художественный стиль, повествование;
публицистический стиль, рассуждение.

 

Задания уровня В

Назовите часть речи, к которой принадлежит слово выцветший в предложении 6.
Укажите способ образования слова стряхнув (предложение 8).
Укажите в предложении 10 способ синтаксической связи в словосочетании.
Найдите предложение с четырьмя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите номер предложения.
Найдите в тексте сложные бессоюзные предложения. Напишите их номера.
Укажите средства художественной выразительности в предложении 11.

 

Проверка домашнего задания

-    Вопросы по домашнему упражнению.

- Расскажите о вариантных окончаниях -а(-я) - -ы(и) у существительных м.р. 2-го скл. И.п. мн.ч.

 

Введение нового материала.

Как правило, имена существительные 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в Р.п. мн.ч. имеют окончание - ов:

столы – столов

романы - романов

Но некоторые имена существительные 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в Р.п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если они обозначают:

парные предметы: сапоги – сапог□, погоны – погон□; чулки – чулок□, (но: носки - носков);
национальность (если основа оканчивается на н или р): англичане – англичан□, болгары – болгар□, (но: якуты – якутов, арабы - арабов);
воинские подразделения (как правило, устаревшие): (отряд) улан□, гусар□, драгун□, а также партизан□, солдат□, но: (пять) уланов, гусаров, драгунов
некоторые единицы измерения: ватт□, вольт□, ампер□, но: метров, килограммов, гектаров, омов.

 

Закрепление

Выполнение упражнений учебника

Упражнение 161 (письменно), 162 (устно).

Тестовая работа и её проверка

 

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

гораздо лучше;
четырьмя способами;
лягте;
пара сапогов.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

килограмм помидоров;
будущие выборы;
в двух тысяч втором году;
опять ошиблась.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

продажа апельсинов;
пара чулков;
красивее всех;
сетка апельсинов.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

пара туфель;
несколько полотенец;
опытные доктора;
у болгаров.

 

Итоги урока.

- Какие окончания могут иметь имена существительные 2-го склонения с основой на твёрдый согласный в Р.п. мн.ч.?

 

Выставление оценок.
Домашнее задание.

§32, упражнение 166; 163, 164 (устно)


Просмотров: 151 | Загрузок: 56
Автор: Древко Е.В.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar