Конспект и презентация к уроку русского языка "Односоставные предложения"

Цели урока:

  - обобщить изученное об односоставных предложениях;

  - закрепить умений учащихся определять  грамматическую основу;

 - дать понятие об односоставных предложениях с главным членом –сказуемым;

 - дать представление об односоставных предложениях с главным членом-подлежащим;

 -развивать речевую культуру учащихся;

 - развивать навыки самостоятельной работы  учащихся.

Задачи урока:

- усвоение основ  знаний  об односоставных предложениях;

  -формирование умений классифицировать типы односоставных предложений и   применить полученные знания в собственной  речевой и письменной  практике.

Лингвистическая разминка.

Присутствовать , доклад, тезисы, сожженный , реферат, межинститутский, будущее, снисхождение, резервы, ресурсы, расстилаться, радиофикация, блистательный, дирижер, исподволь, принцип.

Дополнительное задание: выделить морфемы  с чередованием гласных или согласных.

(Присутствовать, снисхождение, расстилаться, блистательный, исподволь.)

       2.Формирование новых понятий.

Слово учителя.   Ребята, сегодня  с  вами повторим и обобщим наши знания и умения  об односоставных предложениях. Как  уже известно ,подлежащее и сказуемое  мы называем  основой предложения, его главными членами. Возникает вопрос: Можем ли мы решить , какой из этих членов  предложения  главнее? Любое ли предложение содержит  и подлежащее, и сказуемое? Как вы думаете, если один из главных членов  отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла предложения?

    (Высказывания  учащихся  на поставленные вопросы)

А теперь  послушайте отрывок из стихотворения Константина  Бальмонта «Безглагольность»

           Недвижный камыш. Не трепещет осока.

           Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

           Луга убегают далеко-далеко

            Во всем  утомленье, глухое, немое.

 

            Войди на закате, как в свежие волны,

            В прохладную  глушь деревенского сада,

            Деревья тка сумрачно –странно-безмолвны,

            И сердцу так грустно, и сердце не радо.

(Текс написан на слайде либо на доске.)

Задание: найти основы в предложениях и подчеркнуть.

Ответ: Камыш. Тишь. Безглагольность. Утомленье. Войди. Грустно) . Выясняется, что в большинстве  предложений отсутствует либо  подлежащее, либо сказуемое, однако смысл  совершенно ясен. Перед нами живой  образ  тихого  летнего  вечера.

 Значит, предложения, в которых  грамматическая  основа  состоит из одного главного члена(подлежащего или сказуемого) называются односоставными.

На какие основные группы  делятся  односоставные  предложения? На этот вопрос поможет  ответить презентация, сделанная к этому уроку. (Презентация «Односоставные предложения. Типы односоставных предложений»).Приложение1.

  3. Применение умений, навыков.

Готовимся к ЕГЭ.

Определите  тип простого  предложения(а)односоставное, (б) двусоставное.

1 Погружай меня в сон, колокольчика звон.

2 Хуже медленной смерти прозябанье на свете.

3.Сделай сам и научи других.

4.Полей величие немое.

5.Лицом к лицу не увидать

6. Многое еще , наверно, хочет быть воспетым  голосом моим.

7 .Отыскать эту аллейку  оказалось непросто.

8. Золотым лучом деревья облило.

9.Нас оставалось  только трое их восемнадцати ребят.

10.Из полей  тянуло гречишным  ароматом.

Ответ: 1-а, 2-б,3-а, 4-а, 5- а, 6-б, 7-б, 8-а, 9-б, 10-а.

(Также можно проделать  задания В4 из разных вариантов ЕГЭ)(слайд 2, 4)

 

Карточки  для индивидуальной работы. Найти односоставные  предложения и определить  их типы.

 Гляжу в озера синие,

В полях ромашки рву…

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.(И.Шаферан).(слайд 2)

 

Начиналась весенняя суета перед севом . Чинили плуги. Перековывали лошадей. В доме шла большая чистка. Вытирали окна. Мыли полы. На балкон выносили ковры., кресла, диваны.

 

Всем необходимо  изучать  родной язык. Каждому из нас нужно стремиться  к знаниям.

 

Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный  лунный свет.

Сердцу приятно с тихою болью

Что-нибудь  вспомнить  из ранних  лет.(С Есенин)(слайд3)

 

Закрепление темы.(Слайды 5,7,10,12)

Назовите  типы односоставных  предложений  в стихах А.А Фета.(Стихи написаны  на слайдах или на доске, либо для каждого ученика отдельно на листках)

Учись  у них- у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

 

Ель рукавом мне тропинку завесила.

        Ветер. В лесу одному

       Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

       Я ничего не пойму.

3.     Шепот робкое дыханье,

       Трели соловья,

        Серебро и колыханье

        Сонного ручья ,

         Свет ночной, ночные тени,

        Тени без конца,

        Ряд волшебных изменений

        Милого лица,

        В дымных точках  пурпур розы ,

        Отблеск янтаря,

         И лобзания, и слезы,

         И заря, заря.!

(Ответы:1) определенно-личное, назывные;2)двусоставное, назывное, безличное, двусоставное; 3) назывные.(слайды №3,4,6,8,11)

Итог : Сегодня , ребята, мы еще раз повторили и обобщили наши знания  об односоставных предложениях ;старались правильно определять типы односоставных предложений в устной и письменной речи. Данная тема очень обширная, важная, так как включена и в задания для ЕГЭ.

Домашнее задание(на листке всем учащимся раздается)

     Тропические циклоны. Среди  необычных  и грозных явлений  природы  они занимают  не последнее место. Разновидности  тропических  циклонов – тайфуны и ураганы. . Названия  им дают  в зависимости  от района возникновения.

        В Северной  Атлантике , на юге и юго-востоке Тихого  океана- тайфунами,  а в Индийском океане – штормами или циклонами. Представьте  пятиэтажный дом . Такова высота  волны, , вызванной  тайфуном. Недавно  страшным  тайфуном , обрушившимся  на страны Юго-Восточной  Азии, смыло  не только постройки, по и тысячи  людей. Весь мир  оказал  посильную помощь  пострадавшим.

Грамматическое  задание: отметить грамматические основы  предложений, указать  типы односоставных предложений.

 

Использованная литература.

1. Поурочные разработки по русскому языку , 10 класс. Москва, «ВАКО» 2007 .

2.Русский язык (для национальных школ). Р.Б.Сабаткоев, М.В.Панов.Издательство «просвещение», 1997 г.

3.Универсальные  поурочные разработки  по русскому языку , 8 класс. Москва «ВАКО» , 2009 .

4.Поурочные разработки  по русскому языку ,11 класс ,.Москва «ВАКО»,2007 .

5. Типовые тестовые задания ЕГЭ по русскому языку. Издательство «Экзамен», 2011 г


Просмотров: 261 | Загрузок: 65
Автор: Валиуллина З.Н.
Теги: Односоставные предложения
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar