Конспект и презентация к уроку русского языка "Имя существительное. Род,число и склонение имен существительных"

 Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.

 Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.

 Метод урока – словесный, частично-поисковой.

 Форма проведения урока – семинар.

 Продолжительность урока – 40 минут.

 Оборудование урока: компьютер, экран, проектор, заранее заготовленные тесты.

 

План урока.

Организационный момент.
Постановка целей и задач.
Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).
Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

 

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.
Постановка целей и задач.

                                                    

Учитель:

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар.  Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей – теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и  склонение имен существительных».

 

Основной этап.

Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам.

Что такое имя существительное?   

 

Ученик:  Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы  КТО? ЧТО? обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет книгу.

 

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Ученик:    Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).

Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?

 

Ученик: У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж.

Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Падежей в русском языке – шесть. Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Изменить существительное по падежам значит просклонять или изменить окончание по вопросу.

 

Учитель: Какие есть добавления по этому вопросу?

 

Ученик: Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

 

Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

 

Ученик: Постоянные признаки имени существительного - это одушевленность или неодушевленность, род и тип склонения. Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода и относятся к одному из трех типов склонений.

 

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

 

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.

 

Ученик: Мы вспомнили, что к 1скл относятся существительные м.р. и  ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2скл относятся существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3скл относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся на Ь.

Учитель: Как определить склонение существительного?

 

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

Определить род существительного.
Определить окончание в И.п. в ед.ч.
По роду и окончанию определить склонение.

 

Например: человек. ( Ученик подробно рассказывает, как он определяет склонение существительного человек)

 

Учитель: Как определить склонение существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже нужно:

Поставить его в начальную форму. Начальная форма существительного – это ед.ч., И.п.
Определить род и окончание существительного. Например: В русской избе – существительное избе. Ставлю в начальную форму. Что? Изба. Определяю род: изба она, моя- ж.р., окончание – а. Значит существительное в избе – 1скл.

 

Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме Именительного падежа).

Учитель: Зачем нужно уметь определять тип склонения существительных?

Ученик: Чтобы правильно писать безударные падежные окончания существительных, успешно сдать экзамен.

Учитель: Правильно. Далее на уроке мы будем выполнять различные задания и тренироваться определять склонение  и род существительного.

Упр.195 на стр.133

Физ. минутка.

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. – присядьте, если ко 2скл – руки вверх, если к 3скл – сделайте прогиб назад.

 

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

 

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )

- Запомните, что мозоль – ж.р., а значит – 3скл., а тюль, шампунь, рояль – м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

Самопроверка выполнения упражнения

Задание. Найди лишнее существительное.

( На доске слова)

Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

 

Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)

Учитель: Что такое несклоняемые существительные?

Ученик: Это сущ., которые во всех падежах имеют одинаковую форму (ед.ч., И.п.)

Учитель: Какие несклоняемые существительные вы знаете?

Ученик: метро, кафе, кофе, ателье, меню, кенгуру, жюри.

Учитель: Запишите их в тетрадь.

 

Задание.

К именам существительным подберите антонимы, которые относятся к другому склонению.

                                                                                                                                            

Учитель: Прочитайте слова. Что такое антонимы?

Ученик: Антонимы – это слова противоположные по значению.

Проводится работа над лексическим значением слов.

Затем дети самостоятельно подбирают антонимы другого склонения и записывают в тетрадь. Проверка.

 

Задание. Восстановление текста.

Учитель: А вы знаете в каком романе описывается человек, который попал на необитаемый остров? ( Даниель Дефо « Робинзон Крузо»)  Советую прочитать.

Представьте, что к нам попало письмо с необитаемого острова, но оно наполовину размыто водой. Осталось только начало и некоторые слова. Давайте разберемся и восстановим письмо.

 

Ученики, которые раньше закончили писать текст, получают проверочный тест.

Когда все закончили работу, зачитываются несколько работ, обсуждаются и выбираются лучшие.

 

Учитель: Назовите существительные 1скл, которые вы использовали в своем тексте. (Затем 2,3скл)

 

Подведение итогов.

Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?

 

Выставление оценок.

Домашнее задание.      

 

Приложение

Тест «Имя существительное»

Найдите правильный вариант ответа: Морфология изучает…

А) правила постановки знаков препинания;

Б) Слово как часть речи и его формы;

В) правила произношения слов;

Г) состав слова и способы образования слов.

Найдите правильный вариант ответа: Имя существительное – часть речи, которая изучает…

А) признак предмета;

Б) предмет;

В) признак другого признака;

Г) действие предмета.

 Найдите слово, употребляемое только в единственном числе:

А) асфальт, камень, столб, синева;

Б) косьба, белизна, свежесть, синева;

В) плаванье, столб, дорога;

Г) ходок, ходьба, хождение, переход.

Существительные, употребляемые только во множественном числе:

А) Семена, рельсы, каникулы;

Б)  Брёвна, сани, вожжи

В)  сумерки, шахматы, духи;

Г) Берёзы, грабли, обои.

Найдите существительные общего рода:

А) рабочий, работник, больной,

Б) работяга, скорость, молодость,

В) неряха, выскочка, плакса,

Г) терраса, шасси, регби.


Просмотров: 424 | Загрузок: 72
Автор: Литвинова О.А.
Теги: существительное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar