Конспект и презентация к уроку русского языка "Имя прилагательное"

Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку  – презентация, выполненная учителем, рабочий лист урока для учащихся и учителя.  Урок  имеет большое воспитывающее и развивающее значение, большое внимание уделено профориентационному воспитанию. Учащиеся учатся мыслить, говорить, работать над проектом, добывать знания, работать в парах, группе. 
Полное описание разработки:

приобретаемые навыки детей:

отработка навыков орфографической зоркости, расширение словарного запаса учащихся; работа со словарями, самостоятельное целеполагание, работа в парах, работа с орфографическим словарем, орфоэпическим словарем;  самостоятельный поиск и обработка информации, контрольное тестирование, самооценка, формулировка выводов.

особенности роли учителя:

старший товарищ, вдохновитель, помощник.

технологические особенности:

универсальные ресурсы Интернет. Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, фотоаппарат  Canon.  Дидактический материал – для учащихся, карта отслеживания эффективности урока, рабочий лист урока для учителя и учащихся класса, книжная выставка…

организация работы:

оргмомент, целеполагание, расширенное повторение темы «Имя прилагательное»,  словарный диктант и его проверка, беседа,  работа над основным материалом – правописание имен прилагательных, расширение культурного словаря учащихся, тестирование, подведение логического итога, оценивание работы учащихся за урок, домашнее задание.

цель урока:

образовательные цели: 1) обеспечить повторение изученного материала в среднем звене; 2) расширить представление о фонетических и грамматических нормах русского языка; 3) формировать умение определять способы  образования имен прилагательных; 4) пополнить словарный запас учащихся новыми заимствованными словами; 6) повторить орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в упражнениях.

           воспитательная – воспитывать чувство прекрасного  через любовь к  языку: чувство ответственности за свой язык, уважение к   культурному наследию народа.

развитие компетентностей: расширить словарный запас учащихся, подвести учащихся к написанию исследовательской работы.

приложение:

графические, аудио, фотоматериалы, презентация к уроку,  музыкальное оформление…

 

 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ на изучаемую тему – 2 часа, № __ урока по календарному планированию.

ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ – классно-урочная.

ТИП УРОКА – комбинированный.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ - информационные, иллюстративно-объяснтельные, наглядные методы обучения, поисковый, метод помет, аналитическая беседа, сообщения учащихся, составление кластера, лексическая работа.

СИНТЕЗ – русский язык– английский язык – литература– информатика – ИЗО – технология.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – лексика – орфография –орфоэпия – синтаксис.   

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ – изучить время возникновения одежды, изучить стили одежды, характерные для разных эпох (предлагаю выбратьодин из стилей, с целью качественной подготовки дз).

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ – подготовить информацию о профессии: швея, портной, модельер, дизайнер, манекенщица, модели. Материал подготовить по следующему плану: проблема,значение слова, когда появилась эта профессия; личные качества человека данной профессии, образование, вывод (востребованность на рынке труда); словарный диктант из слов, связанных с данной профессией.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕКУРОКУ – повторить §68-72 – 5 класс (имя прилагательное); §47-52 – 6 класс (имя прилагательное); §18 – 8 класс (определение).             

 

Триединая цель урока:

Повторить сведения о прилагательном как части речи.
Развитие орфографической зоркости и навыков  использования прилагательных в речи,  монологического ответа, логического и аналитического мышления.
Совершенствование знания в области лексикологии.
Развитие коммуникативных качеств учащихся. Воспитание нравственных качеств. Уважения к чистоте языка.

ХОД УРОКА

Оргмомент. Целеполагание.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Приветствует, настраивает на работу.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение грамматики. Наша задача привести в систему знания по теме «Имя прилагательное», полученные в среднем звене.

 

Слово учителя.

§ 68, с.190 – 5 класс

Вопрос-ответ:

- Почему прилагательное называют прилагательным?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Как изменяется имя прилагательное?

-Каким членом предложения чаще всего бывает прилагательное?

Какие признаки предмета обозначают прилагательные?

Подведем ИТОГИ.

РАЗРЯДЫ  ПО  ЗНАЧЕНИЮ.

§ 69, с.191 – 5 класс

§ 40, с.187-189  – 10 класс

§ 48, с.135 – 6 класс.

Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень имен прилагательных.

§ 49, с.137-138 – 6 класс.

Превосходная степень сравнения имен прилагательных.

§ 41, с.195-196  – 10 класс.

Степени сравнения имен прилагательных.

§ 47, с.129-130  – 6 класс

§ 40, с.189 – 10 класс

- Как относительные прилагательные могут выражать  свой признак к предмету?

Относительные имена прилагательные могут выражать признак через его отношение.

§ 50, с.140  – 6 класс

§ 42, с. 201– 10 класс

НЕ с прилагательными.

§ 51, с.141-142  – 6 класс.

§ 42, с.200 – 10 класс

Образования имен прилагательных с помощью суффиксов.

§ 51, с.142  – 6 класс.

Правописание суффиксов –К-/-СК-

§ 51, с.144  – 6 класс.

§ 42, с.198-199 – 10 класс.

Суффиксы –ист-, -лив-, -чив-.

§ 52, с.145  – 6 класс.

Образование имен прилагательных с помощью сложения основ.

 

УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

РУССКИЙ ЯЗЫК   для 10-11 классов общественно-гуманитарного направления  школ с русским языком обучения. Министерство образования и науки Республики Казахстан Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина. Астана 2009г.

 

 Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х.   Русский язык: Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. – 2-е изд., перераб. / Алматы: Мектеп, 2010. – 400 с.

 Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х.   Русский язык: Методическое руководство:  Пособие для учителей 10классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ / Алматы: Мектеп,  2010. – 2008с.

Сабитова З.К.,  Жубаева Ф.Х.  Русский язык: Дидактические материалы: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. / Алматы: Мектеп,  2010. – 176с.

 Сабитова З.К., Жубаева Ф.Х.   Русский язык: Сборник диктантов и изложений: Учебное пособие для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ – 2-е изд. Алматы: Мектеп,  2010. – 120с.

 

НАУЧНЫЙ  ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка: около 730 синоним. рядов. – М.: Рус. яз., 1987. – 448 с.
Каменова С.К.  Грамматика русского языка в таблицах и схемах  старших  классов. – 2-е., испр. – М.: Лист Нью. 2007. – 96 с.
Колесников Н.П., Введенская Л.А. Современный орфографический словарь русского языка Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г., 480с.
Малюшкин А.Б. Учебные пособия по русскому языку: 5-11 классы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 208 с.
Новинская Н.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 336 с. (Серия «Словари»).
Новичёнок И.К.  Грамматика  русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2010. – 96 с. – (Серия «Средняя школа»).
Спиркин А.Г.  Словарь иностранных слов. – 13-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 986. – 608с.
Ушакова О.Д. Правильно ли мы говорим?/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2009. – 96с.
Ушакова О.Д Откуда пришли слова: Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2008. – 96с.
Федорова М.  Грамматика русского языка: Правила и таблицы по торфографии и пунктуации. – СПб.: «Валери СПД», 2004. – 128 с., ил.

 

Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 256с.


Просмотров: 254 | Загрузок: 63
Автор: Подольская И.А.
Теги: прилагательное
Предмет: Русский язык


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar