Презентация к уроку истории "Владимир Святославович. Крещение Руси"

Тесты:
1)Полный разгром Хазарского каганата относится к правлению:
    1)Олега, 2)Игоря,3)Ольги, 4)Святослава.
 
2)Крупная хазарская крепость на Нижнем Дону, захваченная руссими в 965 г. называлась:
    1)Азак, 2)Аксай, 3)Саркел,4)Кашлык.
 
3)Основным событием русско – византийской войны 969-972был(а):
    1)оборона Доростола, 2)осада Херсонеса, 3)битва за Киев, 4)поход на Константиополь.
 
4)Первым правителем, принявшим (ей) христианство:
1)Игорь, 2)Ольга, 3)Святослав, 4)Владимир.
 
5)Итогом борьбы Святослава с хазарами стал(о):
1)потеря земель вятичей, 2)поражение русских дружин, 3)разгром Хазарского каганата, 4)распад Древнерусского государства.
 
6)По преданию, варяжские князья Аскольд и Дир правили в городе: 1)Киев, 2)Новгорода, 3)Полоцк, 4)Смоленск.
 
7)Александром Македонским Восточной Европы называют: 1)Рюрика, 2)Олега,
    3)Святослава, 4)Александра Невского.
 
8)В 964 киевский князь Святослав отправился в поход на восток, главная цель которого была:
    1)сокрушение Хазарии, 2)покорение древлян, 3)присоединение Крыма,4)сокрушение аваров.
 
9) «Бритая по русскому обычаю голова с длинной прядью волос, золотая серьга»- описание внешности:
    1)Рюрика, 2)Олега, 3)Игоря, 4)Святослава.
 
10)Весной 972 князь Святослав был убит в бою подкупленными византийцами:
1)хазарами, 2)болгарами, 3)печенегами,4)касогами.
 
Кому принадлежат слова:
«Хочу на Вас идти».
«Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мёртвые срама не имут».
 
Укажите имена
Смотрите в грозной красоте,
Воздушными полками,
Их тени мчатся в высоте
Над нашими шатрами.
О…, бич древних лет,
Се твой полёт орлиной,
«Погибнем! Мёртвым срама нет!»
Гремит перед дружиной.
Укажите имена
Победой прославлено имя твоё…
Твой щит на вратах Цареграда.
Соотнесите высказывание с именем князя.
Первая русская усобица. Заполните схему.
Ярополк- великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича.
Стремился закрепить завоёванное предшественниками.
 В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем.
  Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега.
При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.
Владимир обратился за помощью к варягам, выбил Ярополка из Новгорода, занял Полоцк.
Ярополк бежал из Киева, убит при переговорах с Владимиром.
 
Ярополк – поднят на мячи двумя варягами, когда зашёл в шатёр.
Повесть временных лет
Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и погнал зверя в лесу.
Увидел его Олег, брат Ярополка, и спросил:
  -Это кто?
   Ответили ему: - Свенельдич.
   Напав, убил его Олег, ибо сам охотился.
   И была от того ненависть между Ярополком и Олегом.
   Сказал тогда Свенельд Ярополку:
-Поди на брата своего и захвати волость его.
   Свенельд так говорил, желая отомстить за сына своего.
 
Повесть временных лет.
…И битва началась между ними. Победил Олег в битве. Пришлось бежать Олегу с войнами своими в город Вручий. Через ров мост был к городским воротам, и люди, теснясь на нём, сталкивали друг друга в ров. И Олега постигла такая же участь. Спихнули его с моста вниз.
…И послал Ярополк людей искать брата.
…И нашли Олега под трупами.
Пришёл Ярополк и плакал над ним.
   Сказал он Свенельду:
   -Разве не этого ты хотел.
Повесть временных лет.
И пошёл Владимир на Ярополка. И пришёл в Киев с войском большим. Ярополк не смог выйти свойском своим против него, а затворился в Киеве со своими людьми и воеводой Блудом…
Владимир послал к воеводе Ярополка. Они сказали Блуду слова лживые:
-Стань мне другом! Если ты убьёшь брата моего, то ты будешь мне вместо отца. Честь получишь большую от меня. Ведь не я начал убивать братьев, а он.
Русь во времена Владимира Святославовича.
Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).
Годы жизни: 948(?)-1015.
Великий князь: 980-1015
Отец: Святослав.
Сыновья: Ярослав, Борис, Глеб, Святополк Окаянный.
В 1240 –провозглашён святым.
 
Происхождение Владимира.
Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Сын рабы («робичич» по словам Рогнеды).
 
«Повесть временных лет»:
Спросил Рогволд у дочери:
-Дочь моя! Хочешь ли ты пойти за Владиира?Ноответила Рогнеда:
-Не хочу идти за сына рабыни, хочу за Ярополка.
 
Владимир и Рогнеда.
Внутренняя политика Владимира.
982-983-подавлен мятеж вятичей. Отказавшихся платить дань Киеву.
980-987-попытка приспособить язычество для общегосударственных целей.
988 – крещение Руси.
1010-реформа управления: назначил сыновей наместниками в крупные города Руси. Русская земля превратилась во владение Рюриковичей.
Русь языческая.
Язычество – многобожие.
Основные божества:
Сварог-бог вселенной, бог огня.
Дажьбог – бог огня.
Стрибог – бог ветра.
Перун –бог грома, молнии.
Ярило – бог плодородия, бог солнца.
Купала – бог лета.
Мокошь (Макошь)- богиня плодородия.
 
Жрецы – волхвы.
Святилища – капища.
Идолы-изображения богов.

Религиозная реформа 980 г.
И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.
Причины неудачи религиозной реформы.
1)Новые представления о старых богах не усваивались населением.
2)Для создания единого пантеона славянских божеств требовалось длительно время.
3)Язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия).
Гибель Фёдора и сына его Иоанна.
 Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец, варяг по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое Крещение. У Феодора был сын Иоанн, красивый и благочестивый юноша, исповедавший, как и отец, христианство.
Владимир в тот год ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы киевские жрецы и решили снова устроить кровавое жертвоприношение.
 
И сказали старцы и бояре: Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Очевидно, не без умысла, жребий, брошенный языческими жрецами, пал на христианина Иоанна.
Когда посланные к Феодору сообщили, что его сына "избрали себе боги, да принесем его им в жертву", старый воин решительно ответил: "Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам".
 
Причины крещения Руси.
1)Необходимость объединения славянских племён.
2)Оправдание социального неравенства.
3)Повышение международного авторитета.
4)Приобщение к византийской культуре.
Выбор веры.
Согласно преданию, летом 986 года к княжескому двору явились представители четырех вер: ислама, католицизма, иудаизма и православия. Первым взял слово представитель «магометанской веры». «И спросил Владимир: „Какова же вера ваша?" Они же ответили: „Веруем богу, и учит нас Магомет так: не есть свинины, не пить вина
 и сказал Владимир: „Руси есть веселие пить, не можем без того быть"».
Выбор веры.
Вторыми говорили папские легаты из Рима. Русские земли давно были лакомым кусочком для Римской Церкви. Владимира не привлекает строгость и аскетичность римских соборов и службы. Особый протест у него вызывает запрет на создание образов Бога и святых. Владимир отвечает посланникам: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Выбор веры.
Третьими свою веру предложили хазарские евреи. На вопрос князя:— «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». От иудаизма Владимир также отказывается, аргументируя это тем, что иудеи своей земли не смогли в руках удержать и сами оказались отвергнуты Богом: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Выбор веры.
 Последним к князю Владимиру пришел греческий философ. Автор летописи подчеркивает мудрость философа по сравнению со всеми остальными посланниками. Не рассказывая о своей вере и не завлекая законами и допущениями, он просто говорит: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись».
 
Корсунская легенда
Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. «Был им [Вардой Фокой] озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве …
Поход Владимира на Корсунь
 
Пошёл Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города.
Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года“. Они же не послушались его, Владимир же, изготовив войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили её себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял.
И вот некий муж корсунянин, именем Анастас , пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались.»
Поход Владимира на Корсунь
 
Владимирский собор
 
988 – Крещение Руси.
Уничтожение идолов.
 
Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.
«Путята крести мечем, а Добрыня огнем».
Крещение Новгорода. И.Глазунов.
989 – Закладка Десятинной церкви.
Русская православная церковь.
Духовенство:
Церковный устав (принят при Владимире)
Церковь получила широкие права.
Дясятая часть отдавалась всех доходов отдавалась церкви.
Церковь имела свой суд.
Церковные суды судили за преступления против веры, нравственного характера.
Значение принятия христианства.
1)Сближение славянских и финнских племён.
2)Расширение международных связей.
3)Развитие письменности, живописи, архитектуры.
4)Удар по родовым обычаям (кровная месть).
 
Внешняя политика князя Владимира
Западное направление.
Восточное направление.


Просмотров: 357 | Загрузок: 64
Автор: Фёдорова И.А.
Теги: Русь, Владимир Святославович
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar