Конспект и презентация к уроку истории "Внутренняя политика Романова А.М."

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику царя Алексея Романова.

Задачи: 1. Сформировать представления о реформах государственного устройства и о сословиях российского государства, их правах;

Охарактеризовать причины и сущность раскола в России, рассказать о противостоянии царя и патриарха.

                2. Развивать умения сравнивать исторические события и явления, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; показывать последовательность возникновения и развития; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к историческим личностям в истории и их оценку.

                 3. Воспитывать патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: раздаточный материал (тесты 10 шт., перфокарты 10 шт., обучающая карта), портрет царя Алексея Михайловича Романова, презентация.

Данный урок строится на дифференцированном процессе обучения (работа в группах).

Объем материала рассчитан на парный  урок (90мин).

 

V. Организационный момент.

 

Проверка ранее изученного.

1 группа

2 группа

3 группа

IV группа (Задание для этой группы с преподавателем)

Словарный опрос

Вече-регент-вотчина-князья

 

«Пятнашки»

Расположите даты в порядке возрастания, с комментированием события.

1223     1611     1242     1051     (уч-ся по очереди выходят к

  988     1240     1550     1097     доске и зачитывая, какое

1380      882     1072     1551      событие соответствует)

1613     1480     1471

История в лицах

«Отличался мягким характером, добротою и робостью, вел малоподвижный образ жизни, очень любил цветы, первым завел оранжерею в России. По решению «Совета всея земли» был избран родоначальником новой династии».

- В каком году он был избран на царствование?

- Итоги правления М. Ф. Романова?

Постановка темы и цели урока.

Перед первым из династии Романовых стояла задача возродить Россию и искоренить последствия Смуты. И сегодня мы должны проследить, как продолжил дело отца сын Михаила Алексей по восстановлению России.

Изучение нового материала.

План.

Личность царя
Городские восстания 1648-1650 гг.
Экономическая политика
Патриарх Никон и раскол православной церкви.
Народные движения «бунташного века».

Личность царя.

«Интервью с героем».

(2 уч-ся: один в образе А.М.Романова, а второй журналист, который задает вопросы, составленные им самим)

Дополнение учителем.

А.М.Романов – красивый мужчина около 6 футов (180 см) ростом, хорошо сложен, светловолосый. К 10 годам обучился чтению, письму, церковному пению. В одном человеке сочетались набожность, вспыльчивость, сопровождающаяся обидой и бранью. Какие преобразования происходили во внутренней политике при А. М. Романове?

(Объявляю, что группа 1 работает самостоятельно).

2. Городские восстания 1648-1650 гг.

     В середине XVII (17 в) казна опустела (испытывала) налоговый гнет, потребность, как на содержание разрастающегося аппарата, так и в связи с активной внешней политикой.

- Какие внешние обстоятельства вызывали активизацию внешней политики?

- Новая родня Алексея Михайловича, прежде небогатая, воспользовалась своим положение и принялась с жадностью брать взятки.

Мы переходим к следующему пункту нашей темы (2).

Вы должны попытаться ответить на вопросы к этому пункту. Которые записаны на карточках.

(с дальнейшим рассуждением и вывод)

а) Укажите, кто из новой родни царя вызвал недовольство своим поведением. Причины.

б) Какие методы применяло правительство, чтобы предотвратить разорение казны.

в) Во что вылилось всеобщее недовольство народа?

г) Меры правительства в знак сокращения возмущения.

Вывод преподавателя. Восстание в Москве, получившее название «Соляной бунт» не было единственным. За 20 лет (1630-1650-еы годы) восстание прошли в 30 крупных русских городах, НО: именно восстание 1648 показало поведение царя, который не сопротивлялся требованиям восставших и способствовал созданию нового свода закона.

Уложение 1649 г.

- Это законодательный акт, который почти два столетия являлся основным до 1832 года

- Вспомните, когда принимались ранее действовавшие кодексы русского законодательства (название)

- После замирения волнения был созван Земский Собор, заседание которого происходило с 1 января 1648-1649 г., завершившееся принятием Соборного Уложения 1649г. (участвовало 340 человек: 70% дворян. Соборное Уложение состояло из 25 глав,

1000 статей

(Работа над этим документом)

Стр 137 «Суд о крестьянах»

- Как изменилось положение крестьян по новому закону?

- Что значит «урочные лета»?

- Какое наказание предписывалось за укрывательства крестьян?

- Можно ли было изменить крепостное состояние?

- Кто на ваш взгляд по новому законодательству является самым бесправным сословием?

- На сегодняшний день, чьи интересы удовлетворяет наше законодательство?

Вывод: Уложение законодательно закрепило сложившееся в государстве экономическое положение служилого сословия – поместного дворянства, усиление личной власти землевладельцев над крестьянами.

3.Экономическая политика.

     Вслед за умиротворением, которое вызвало Соборное уложение, Алексей Михайлович предпринял меры по защите русских торговых людей от конкуренции со стороны иностранных купцов.

- Кто являлся главным торговым партнером в первой половине XVII в?

- НО: в 1649 г. издан указ о выдворении из России английских купцов, т.к. «русские купцы обнищали, а последние богатели».

(Дети получают задание к пункту 4, каждому на стол, листы без ошибок «Экономическое развитие». Через 10 минут получают листы с ошибками.

Таблица.

Ошибки                             правильный ответ

1.

2.

3.

- С какой целью правительство повысило торговые пошлины для иностранцев?

Вывод преподавателя. В начальные годы царствования Алексея Михайловича наряду с назревшими изменениями в государственном устройстве, экономической политике, активизировалась культурно-религиозная жизнь России.

4. Патриарх Никон и раскол православной церкви.

Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства.

- Какой патриарх в России после Смуты имел огромное значение?

(он активно занимался государственной политикой)

В годы царствования А. М. Романова продолжает усиливаться давление церковной власти над государственной, которое связано с появлением нового патриарха.

- С какого периода происходит утверждение у Никона мысли о превосходстве церкви над государством?

Весной 1653 г. патриарх Никон начал проведение церковных реформ. Целью было установить единообразие церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Большая часть русского духовенства выступила против нововведений. В Церкви возник раскол, среди которого мощным противником патриарху выделяется протопоп Аввакум. (биографические исследования)

- Как отразилось на личной жизни противостояние Никоновской реформы?

- Какие изменения и чем закончилось нововведение Никона, вы узнаете самостоятельно. (задание на карточках)

1) Какие изменения внес Никон в обрядовый культ (стр. 258-259)

2) Причины, по которым Никон низложил сан патриарха?

3) Чем закончилась карьера патриарха Никола? (обсуждение)

- Какова скрытая цель Никона?

Вывод: Никоновские преобразования потерпели крах, т.к. пытался подчинить церковной власти государственную, тогда как А. М. Романов сам приводил в это время политику по принципу абсолютной власти самодержца.

Исходя из того, что правительственный курс воспринимался лишь верхушкой общества, в царствование второго Романова назрело оппозиционное настроение, которое получило название «Бунташный век».

Народные движения «бунташного века».

Дата     очаг     причины   участники   итоги   события   восстания

Дети вместе с учителем составляют первый пункт , остальные делают дома. Стр. 146-152 п. 15; стр. 164-167.

Вывод: Нужно отметить, что к концу жизни царь все реже обращается к совету, деятельность земских постепенно угасала. Значительно усилилась личная власть царя.

А при ком она окончательно. Мы узнаем на следующих уроках.

Итог

Игра «Слово по вертикали»

(игра на проверку усвоения знаний учащихся)

В каждом слове есть лишняя буква. Правильно выполненное задание поможет прочесть слово.

(Уложение)

И Ж Е Л С О У Н Е_________________________ С

(Нащокин)

Н Щ А О Н О К И __________________________О

(Пошлина)

Ш А Л П Л О И Н___________________________Л

(Никон)

Ь О Н И К Н _______________________________Ь

- Какое положение занимали крестьяне по новому законодательству?

- Какие привилегии сделаны русскому купечеству в области торговли?

- Причины краха реформ Никона?

- Какой бунт вошел в историю под названием «Соляной»?

- Сравните развитие России XVII  в и XXI в.

В России цикличность (у России была альтернатива развития).

Оценивание.  (Комментированием)

 

Приложение 1

 

ОБУЧАЮЩАЯ КАРТА

Тема: «Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова»

(Для самостоятельной работы группы)

Кто вступил на трон после смерти М.Ф. Романова в 1645 г.? (стр. 133 п.14)
Под чьим вниманием находился царь в начале правления? (стр. 134 п. 14)
Почему народ обозлился на Плещеева? (стр. 135 п.14)
Почему соль стала малодоступна? (стр. 135 п.14)
Что вызвало испуг царя при возвращении из поездки Троице-Сергиева монастыря 1 июня 1648 г? (стр.  135 п.14)
Чем закончилась жизнь Плещеева? (стр.136 п.14)
О чем было объявлено для удовлетворения пожеланий дворян? (стр. 136)
Когда началась работа для составления Уложения? (стр.136 п.14)
Кто возглавил работу по разработке этого проекта? (стр.136 п.14)
Что окончательно укрепила и установила XI статья Уложения? (стр.137 п.14)
Какое наказание следовало за укрывательство беглых? (стр.  137 п.14)
Смотри запись на дополнительных листах:

а) Что вводилось в 1653 г. по «Торговой уставной грамоте»?

б) Кто являлся автором «Новоторгового устава»?

в) Что запрещал новоторговый устав?

      13. Годы рождения Никона. (стр. 158)

      14. Что заставляет патриарха уйти из мирской жизни? (стр. 158).

      15. Какие отношения сложились у Никона с царем?

      16. Какие новшества в форме исповедания ввел Никон? (стр. 159 п. 15)

      17. Почему Никон оставил сан патриарха? (стр. 162-163 п.17)

      18. Заполни таблицу по следующим вопросам (дата, причины, участники, итог) п. 15 стр. 146-152. Стр. 164-165 п.17. По теме : народные движения «бунташного века»

 

Приложение 2

 

Т Е С Т Ы

Продолжи ряд: Иван Калита, Симеон Гордый,
Выпиши то, что соответствует эпохе правления М.Ф. Романова:

А) Куликовская битва

Б) Деулинскоеперемирие

В) Столбовский мир

Г) Избрание первого митрополита

Д) Покорение Новгорода

       3. Расположите события в порядке убывания

              А) 1 ополчение

              Б) Избрание Михаила Романова

              В) Невская битва

              Г) Крещение Руси

       4. Допишите период в России, которому характерен распад единого государства на удельные княжества

  5.Определи: о каком историческом деятеле идет речь?                                  «Отличался мягким характером, был родоначальником царской династии по решению «всей  земли» . Очень любил цветы. Первым сделал в России оранжерею.»


Просмотров: 536 | Загрузок: 70
Автор: Соснина Е.Ю.
Теги: романов
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar