Конспект и презентация к уроку истории "Смута: кризис общества и государства"

Цель: выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества.

Задачи:

Охарактеризовать правление В.Шуйского
Дать оценку восстанию под предводительством И.Болотникова
Осветить ход борьбы с польскими интервентами

Оборудование: вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

 

План урока

Василий Шуйский
Восстание под предводительством И.Болотникова
Лжедмитрий II
Семибоярщина

 

Ход урока

Проверка д/з

 

Пополнение портретной галереи – В.Шуйский и краткая биографическая справка

( опережающее задание) (сл.3)

 

Учитель: обзор положения дел в стране в начале правления В.Шуйского

 

Беседа по вопросам:

-Что общего и приходе к власти Василия Шуйского и БорисаГодунова?

-В чем состоит смысл крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Почему этот документ можно считать элементом правового государства?

 

Работа с учебником.(сл.5)

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.17-19 и заполнение таблицы:

Крестьянская война под предводительством И.Болотникова 1606-1607 гг.

Социальный состав

 

Ход военных действий

 

Причины поражения

 

Портретная галерея – Лжедмитрий II (сл.6)

Рассказ учителя с опорой на схему:

 

Борьба с Лжедмитрием II- «Тушинским вором» 1607-1610 гг.(сл.7)

II      Василий Шуйский

Открытая  интервенция (сл.8)

 

Работа с текстом(«Итоговый контроль» стр.106)

Из договора с гетманом С. Жолкевским о признании ко­ролевича Владислава, сына Сигизмунда III, русским царём:

«Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, ежели при­дёт в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину. А будучи королевичу Владиславу Жигимонтовичу на Российском государстве, церкви Божий по всем городам и сёлам чтить, и от разо­ренья оберегать, и святым Божиим иконам и чудотвор­ным мощам поклоняться. Костёлов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставить <...> Христианские наши православные веры ничем не рушить и не бесчестить, иных вер не вводить, чтоб наша святая православная вера греческого закона имела свою целость и красоту по-прежнему.

А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отнимать.

Боярам и дворянам, и приказным людям у всяких го­сударственных дел быть по-прежнему, а польским и ли­товским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быть.

Прежних обычаев и чинов не переменять и москов­ских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами не понижать. А жалованье денежное и вотчины, кто что имел, тому быть по-прежнему.

Суду быть по прежнему обычаю и по «Судебнику» Российского государства <...> Не сыскав вины и не осудив судом, никого не казнить».

С1. Какое название получили в российской истории со­бытия, с которыми связан данный документ? Укажите время, когда они происходили. Как называлось пра­вительство, заключившее договор с гетманом С. Жолкевским?

С2.Назовите не менее трёх условий, поставленных пе­ред королевичем Владиславом в данном договоре, и объясните, какую главную цель они преследовали.

С3. Используя знания по курсу истории, укажите, какова была дальнейшая судьба этого договора. Приведите не менее трёх положений (в общей сложности).

 

Закрепление.(сл.9)

- Какая ситуация в стране в стране является пиком Смуты и почему?

-Как вы оцениваете предложение поставить на российский престол польского царевича Владислава вместо В.Шуйского?

 

д/з(сл.10): §2, задание 3,5 стр.24(письменно)

А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. История России XVII-XIX века,-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008

Итоговый контроль. История ЕГЭ, М.:Просвещение,2010


Просмотров: 361 | Загрузок: 81
Автор: Никифорова С.В.
Теги: Смутное Время
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar