Конспект и презентация к уроку истории "Оценка деятельности Петра 1"

Цели урока:

Образовательная – сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только суще­ственно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепле­ние крепостничества, временное торможение формирования капи­талистических отношений и сильнейший налоговый, податный гнет на население России.

Развивающая – продолжить формировать, развивать у учащихся умение выражать свои мысли, взгляды, аргументировать, вести дискуссию.

Воспитательная – способствовать утверждению ценности знаний, мысли, ценности образованного, мыслящего, а также воспитанного и высоконравственного человека.

Тип урока: обобщающий, с использованием ИКТ.

Оборудование: проектор, экран.

 

Ход урока:

1. Оргмомент.

Приветствие и проверка присутствующих, готовность рабочих мест.

 

2. Вводная часть:

а) Вступительное слово учителя.

б) Доклад учащегося по теме «Биография Петра І».

 

3. Актуализация знаний.

Использование экрана.

На экране показаны вопросы для обсуждения (Слайд 2):

Задачи, стоящие перед Россией в XVІІІ веке.
Военныё преобразования. Развитие промышленности.
Реформирование всех сфер государственной жизни.

 

На экране появляются слайды с обобщением ответов учащихся:

 

Задачи, стоящие перед Россией в XVІІІ веке. (Слайд 3)

Необходимость выхода к морям.
Незащищённость южных рубежей.
Отсутствие регулярной армии.
Отсутствие крупной промышленности.
Приказы устарели.
Реформа образования.

Военные преобразования. Развитие промышленности. (Слайд 4)

Создание регулярной армии.
Строительство флота.
Промышленность.
Покровительство купечеству и промышленности.

Реформирование всех сфер государственной жизни. (Слайд 5)

Финансовая реформа 1718г.
Государственное управление.
1721г. Церковное управление.
Расширение дворянского землевладения.
Табель о рангах 1722г.
Система образования.

Положительные и отрицательные моменты в деятельности Петра І. (Слайд 6)

Положительные и отрицательные моменты в деятельности Петра І

« + »

« – »

1). Мощный импульс развитию:

промышленности;
армии;
флота;
науки;
культуры.

2). Сформирован дееспособный государственный аппарат.

3). Россия получает широкое  международное признание.

1). Большие жертвы народа :

военные потери;
при строительной деятельности.

2). Общая сумма тягот, ложившихся на население, значительно возросла, что вызвало ряд восстаний.

3). Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы.

 

4. Делается вывод.

 Учитель вместе с учащимися даёт оценку деятельности Петра I.

(На экране слайды с изображениями этой эпохи).

        Азовские походы. (Слайд 7)

      Пётр І за границей. (Слайд 8)

     Северная война. (Слайд  9)

    Русско – турецкая война. (Слайд 10)

    Создание русского флота. (Слайд 11)

    Строительство Петербурга. (Слайд 12)

   Военная реформа. (Слайд 13)

   Губернская реформа. (Слайд 14)

 

Таким образом, благодаря реформам Петра I Россия вошла в число передовых стран Европы. Принятие Петром I императорско­го титула подтвердило окончательное оформление абсолютизма в России.

Деятельность Петра I стоила народу больших жертв, кроме непосредственно военных потерь, много народа погибло при строительной деятельности: на Воронежских верфях, строительст­ве Таганрога, Петербурга, Кронштадта и т. д.

Во время правления Петра I общая сумма тягот, ложившихся на население, значительно возросла, что вызвало целый ряд вос­станий: стрелецкие мятежи, астраханское восстание, волнение башкир, и, наконец, крестьянская война и восстание казаков под предводительством Кондратия Булавина. Все они были жестоко подавлены.

Во внешней политике наряду с блестящими результатами были и провалы, например, Прутский поход, когда только дипло­матическая ловкость Шафирова спасла и царя, и армию. Неудач­ным можно признать и Персидский поход, который стоил больших жертв, но существенных результатов не принес.

Однако все эти неудачи с лихвой компенсируются тем успе­хом, который Россия при Петре I одержала на главном направле­нии - шведском.

В результате деятельности Петра I Россия становится важ­нейшим фактором европейской политики. При Петре I в Россию начинают активно проникать западноевропейские знания и культу­ра, формируется прослойка общества, которая получает европей­ское образование, ориентируется на прогрессивные веяния.

Говоря о петровской эпохе, нельзя не отметить и коренные преобразования в культурной сфере.

Петр I явился основоположником светского просвещения в Рос­сии. В страну вызывались европейские учителя многих специально­стей, направлялись заграницу на учебу молодые люди из России.

Создается светская школа, печатаются книги светского со­держания, начиная от азбуки, учебников, календаря и заканчивая историческими сочинениями и политическими трактатами.

Петр I положил начало периодической печати в России.

С его царствования начинается и процесс формирования рус­ской интеллигенции.

В отечественной исторической литературе реформаторская дея­тельность Петра I оценивается далеко не однозначно. В то время как одни историки делают акцент на преданности Петра отечеству, его реальном вкладе в проведение масштабных преобразований в стране, другие - в большей степени подчеркивают жестокость и насилие в реализации этих преобразований, критикуют Петра за слепое перене­сение опыта Западной Европы на российскую почву.

Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспор­но: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, армии и флота, науки и культуры. В стране был сформирован дее­способный государственный аппарат. При Петре I Россия получает широкое международное признание.

Мы видим, что в реформах Петра I была внутренняя логика. Эта логика бьша подчинена главной цели: выходу к Балтийскому морю, а стало быть, победе в Великой Северной войне и созданию Российской империи.

Разрешение этой цели, победу в Северной войне Петр Вели­кий считал главным делом всей своей жизни.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.


Просмотров: 329 | Загрузок: 68
Автор: Соборова Е.В.
Теги: пётр 1
Предмет: История


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar