Урок мастер-класс. Презентация. "Урбанизация стран Зарубежной Европы"

Цель: охарактеризовать процесс урбанизации в зарубежной Европе.

Задачи:

1. Дать представление о пространственном размещении населения зарубежной Европы.

2. Выявить отличительные черты и уровень урбанизации Европы.

3. Формировать навык получения информации с помощью информационных средств.

4. Продолжить формирование навыков работы с картами.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, аудиовизуальный.

Оборудование: учебный диск «Экономическая и социальная география мира» (слайд «Население зарубежной Европы»), раздаточный материал (опорный конспект урока), учебники, атласы.

 

Ход урока.

Оргмомент.

- Представьте, что вы учащиеся 10 класса и изучаете курс экономической и социальной географии мира.

 

Тема и цель урока.

1. – Настроиться на тему урока нам поможет логическая цепочка (слайд).

      Название какого государства в предложенном списке лишнее? Почему?

2. – Из выделенных букв предложенных стран составьте слово.

       (Урбанизация.)

    - Что такое урбанизация?

3. – Итак, тема урока сегодня «Урбанизация зарубежной Европы» (запись в опорный конспект). И цель нашего урока проанализировать процесс урбанизации в зарубежной Европе (слайд).

 

Материал урока.

1. Население Европы (прослушивание дикторского текста).

 

2.Урбанизация.

- Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.

 

А) Особенности городов (Просмотр иллюстрированных слайдов «Внешний вид городов».)

- Какие особенности строительства городов Европы вы увидели?

- Действительно, многие города Европы возникли в средние века как города-крепости. И все они имеют сходные черты в архитектуре городского ансамбля.

 

Б) Самостоятельное чтение текста учебника.

- Постепенно на протяжении тысячелетий сложился западно-европейский тип города,

корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Самостоятельно прочитайте текст учебника (с.183) и ответьте на вопрос «Что присуще данному типу городов?»

 

В) Виды агломерации.

 

- Долгое время характерной чертой урбанизации зарубежной Европы служила очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях, которых здесь больше, чем в США и Японии вместе взятых.

(Анализ таблицы «Крупнейшие городские агломерации», слайд)

- В каких странах преобладают агломерации?

- Назовите крупнейшие агломерации Европы.

 

(Работа на контурной карте в опорном конспекте)

- Нанесите на к/к агломерации с численностью более 5 млн. человек.

 

(Слайд «Виды агломераций»)

- Территория зарубежной Европы является примером разнообразия видов агломераций: полицентрическая и моноцентрическая                                   (запись в опорный конспект)

Полицентрическая агломерация – территориальное образование, имеющее несколько ядер агломерации. Моноцентрическая агломерация состоит из одного ядра агломерации.

 

3. Понятие «субурбанизация».

- В 70-е годы после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность. В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил наименование субурбанизация. (Слайд «Справочник».)

- Пользуясь словарем, выпишите в опорный конспект понятие «субурбанизация».

 

(Субурбанизация – процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходит значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения из их центральных частей.)

 

4. Охрана памятников архитектуры.

- В современной Европе прекрасные архитектурные ансамбли древности соседствуют с современными зданиями, лишь подчеркивая их индивидуальность.

 

Сообщение учащегося       (Просмотр видеофрагмента «Акрополь»)

 Многие образцы древнейшей архитектуры представляют историческую ценность. Еще во II веке до н.э. на территории Афин, столицы государства Греция, возник исторический и культурный центр Акрополь со знаменитым храмом богов Парфеноном. Основные части этого храма мы можем увидеть и сегодня. Сохранению таких памятников на территории зарубежной Европы уделяется большое внимание.

 

Закрепление

1. Индивидуально: выполнить тест в  учебной программе (слайд «Практика», уровень 3).

2. В опорном конспекте найдите задание. Рядом с каждой фразой напишите «да», если вы согласны, что она относится к понятию «субурбанизация»; или «нет», если не согласны.

 

Отдайте конспект соседу (взаимопроверка), сравните с ответами на слайде, поставьте отметку.

 

Итог урока.

- Итак, давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на уроке.

- На территории каких стран находятся крупнейшие агломерации?

- Что такое субурбанизация?

 

Домашнее задание.

С. 182-184, составить кроссворд «Страны и столицы Европы» (задание для удовольствия).


Просмотров: 446 | Загрузок: 112
Автор: Рыбакова Л.Ю.
Теги: европа
Предмет: География


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar