Презентация к уроку экономики "Экономические учения ХХ века. Кейнсианская революция"

Цель урока:
„Изучение «кейнсианской революции» в истории экономической мысли и выявление основных экономических моделей Джона Кейнса.
Кейнсианство (Keynesian Economics)
„макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики
 
Джон Мейнард кейнс
английский экономист – основатель макроэкономики и теории макроэкономического регулирования как основы экономической политики

Понять отношение Кейнса к экономической науке можно из некролога на смерть своего учителя Альфреда Маршалла, по сути, это его научная программа и идеал учёного-экономиста:
Великий экономист должен обладать редким сочетанием талантов…
Он должен быть — в известной мере — математиком, историком, государственным деятелем и философом. Он должен мыслить символами и хорошо владеть словом. Он должен понимать частное в контексте общего и уметь одной мыслью с лёгкостью касаться абстрактного, и конкретного.
Он должен изучать настоящее в свете прошлого — ради будущего. Ничто в человеческой природе и институтах общества не должно ускользать от его внимания. Он должен быть одновременно целеустремлённым и обращённым к небу, как истинный художник, но при этом твёрдо стоять на ногах и быть практичным, как политический деятель.
 
„Он не переставал задаваться вопросом о конечных целях экономической деятельности. Кейнс считал, что тяга к богатству — «любовь к деньгам», по его выражению, — оправдана лишь постольку, поскольку она позволяет «жить хорошо». А «жить хорошо» — это, по Кейнсу, не значит «жить богато», это значит «жить праведно».
„Для Кейнса единственным оправданием экономической активности человека является стремление к нравственному совершенствованию мира.
„Кейнс прогнозировал, что по мере роста производительности труда продолжительность рабочего дня будет сокращаться, что создаст условия, в которых жизнь людей станет «разумной, приятной и достойной».
 
Развитие концепции произошло  под влиянием величайшего потрясения в истории капитализма, кризиса 1929-1933 годов - Великой депрессии.
 
„В октябре 1929г. в США разразилась Великая депрессия: четверть рабочих потеряла работу, около миллиона городских жителей, купивших дом по закладной, оказались бездомными, девять миллионов сберегательных вкладов погибло по мере того, как лопались банки. Общий спад производства составил 46%. Вслед за США почти такой же силы кризис разразился в Западной Европе, особенно в Германии. Одновременно разразился тяжелейший демографический кризис. Следует отметить, что в то время в США не существовало никакого социального законодательства, следовательно, отсутствовали любые социальные гарантии, т.е. значительная часть общества была им «забыта».
 
„Кейнс отвергает концепцию автоматического стихийно-рыночного восстановления равновесия в экономической системе, считая необходимым государственное регулирование.
„Государство, по мнению Кейнса, должно поддерживать занятость на определённом уровне; регулировать соотношение между сбережениями и потреблением; стимулировать инвестиции.
 
„Общий уровень общественного производства и занятости зависит не только от производственных возможностей общества, но и от платёжеспособного спроса.
„Государство же может воздействовать на общую величину спроса.
 
„Для стимулирования экономического роста может использоваться «политика экспансии»: стимулирование инвестиций за счет снижения налогов, уменьшения процентных ставок, увеличение государственных расходов на основе расширения государственного сектора, увеличение пенсий, пособий.
 
„Всё это повышает покупательную способность в экономике и, следовательно, совокупный спрос. При этом возникает эффект мультипликатора: первоначальный стимул «умножает сам себя».
„Рост покупательской способности вызывает рост производства и занятости, что ещё больше увеличивает совокупный спрос.
 
„При «перегреве» экономики (что, кстати, провоцирует политика экспансии) возникает избыток спроса, нехватка сырья и рабочей силы, в итоге растут цены и образуется «разрыв инфляции».
„В таком случае государство должно проводить «политику сдерживания», увеличивая налоги, повышая процент для сдерживания инвестиций, урезая государственные расходы.
„ Это снижает покупательную способность населения и совокупный спрос. Здесь также возникает эффект мультипликатора.
 
Мн = I1 / 1-МРС
„Мультипликатор (Мн) – коэффициент, показывающий во сколько раз увеличится прирост национального дохода в результате «первоначальных инвестиций (I1)».
„Он определяется независимой переменной - предельной склонностью к потреблению (МРС).
 
„Макроэкономический метод Кейнса предполагает исследование таких агрегатных (совокупных) величин как национальный доход (NI), совокупное предложение (AS), совокупный спрос (АD), занятость (N), сбережение (S).
 
„Кейнс рассматривает условия «Великой депрессии» - кризиса перепроизводства – т.е. ситуацию отставания агрегатного спроса от агрегатного предложения (AD<AS) и исследует те факторы, которые снижают агрегатный спрос. Этот показатель он рассматривает как совокупность расходов (спроса).
                                 AD = (C+I+G) = NIрасх.
„т.о. AD– совокупный спрос – это национальный доход по расходам (NIрасх.)
„где С – потребительский спрос, т.е. спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги;
„I– инвестиционный спрос; т.е. спрос предпринимателей на инвестиционные товары;
„G– государственные расходы, т.е. расходы правительства;
 
„Кейнс выводит так называемый «основной психологический закон», в соответствии с которым с ростом дохода снижается предельная склонность к потреблению (МРС), а предельная склонность к сбережению (MPS) соответственно возрастает (например, при доходе в 100 денежных единиц сберегается лишь небольшая часть доходов- 12ед., при доходе в 1000ед. может быть сбережено 220 ед., т.е. 12% в первом и 22% во втором случае).
 
„По мнению Кейнса, преобладание сбережений над потреблением снижает совокупный спрос, приводит к тому, что не реализуется вся масса созданных в экономике товаров, возникает ситуация перепроизводства и снижается темп роста национального дохода.
 
Рисунок 1. Склонность к потреблению

Биссектриса на этом графике Е2 означает геометричес­кое место, точек, в которых расходы населения совпадают с их до­ходами, т.е. наблюдается макроравновесие. Однако на практике рас­ходы людей на потребление меньше в связи с их склонностью к сбережению, значит, кривая потребления будет отклоняться от биссектрисы вверх до их пересечения в точке В. Это означает, что существует недопотребление, а следовательно, у экономики мень­ше возможностей для роста.
 
„Заштрихованный участок показывает большие расходы людей по сравнению с их доходами, правда, в этом случае рост эффективного спроса создает стимул для расши­рения производства. Кривая потребления постепенно отлого под­нимается, а в точке В потребление совпадает с доходами, что и означает достижение равновесия.
 
„Правее точки В находится про­странство сбережения, и чем больше доходы людей, тем более высок удельный вес сбережений. Отрезок Е1Е2 представляет собой сово­купность доходов населения, а Е0Е2 — сбережения. Треугольник ВСА показывает величину предельной склонности к потреблению, ко­торая измеряется тангенсом угла а, т.е. надо знать величину АС и СВ (tga=AC/CB).
 
Рекомендации:
„1. Рост государственных капитальных вложений, которые «заводят» механизм мультипликатора накопления.
„Речь идет именно о государственных капитальных вложениях, так как в условиях депрессии частному капиталу невыгодно инвестировать, так как неясны перспективы получения прибыли и эту «неблагодарную» функцию должно взять на себя государство.
„Государственные инвестиции, выполняя роль «первичных» - порождают «вторичные», «третичные»…, а это увеличивает инвестиционный, а, следовательно – потребительский спрос, так как рабочие, получая заработную плату, расходуют ее в основном на потребительские товары.
 
„2. Политика «дешевых денег» - обеспечение государством такого количества денег, которое позволило бы снизить процентную ставку.
„Дешевый кредит способствует росту как инвестиционного, так и потребительского спроса. На практике это означает допущение инфляции, которую Кейнс считал меньшим злом, чем безработица.
 
„3. Политика перераспределения доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению и инвестициям.
„Сюда относятся наемные работники, имеющие высокую склонность к потреблению и предприниматели, имеющие высокую склонность к инвестициям, их противоположность – рантье которых Кейнс относил к «скупым рыцарям» индустриального общества.
 
„4. В отличие от классической и неоклассической школ, где единственно возможной в области внешнеэкономической политики считалось фритредерство, Кейнс считал необходимым придерживаться политики протекционизма.
„Если в стране велика безработица, то политика государства, закрывшего границы для более дешевого иностранного товара с целью дать работу своему населению экономически оправдана даже в том случае, если его собственная экономика недостаточно эффективна.
 
„Для реализации рекомендаций Кейнса в середине 30-х годов в Англии был создан Национальный совет экономического развития страны, который должен был разрабатывать государственные эко­номические и социальные программы, определять, какие именно отрасли нуждаются в государственном регулировании, каково дол­жно быть соотношение государственных и частных инвестиций для обеспечения в стране полной занятости и повышения уровня жиз­ни населения.
 
„В 1944 г. в Англии была издана "Белая книга о поли­тике в отношении занятости", за которой последовали программ­ные заявления правительств многих западных стран об ответствен­ности государства за достижение полной занятости в течение дли­тельного периода. Такое вмешательство государства в экономику означало действительную революцию в экономической политике.
 
Закрепляем знания:
Указать правильный(е) ответ(ы)
1. Правительственная программа выхода английской экономики из кризиса 1929 – 1933 гг. предусматривала
„а) проведение широких социальных программ
„б) стимулирование развития промышленности
„в) получение внешних займов
„г) милитаризацию экономики
„д) уменьшение государственных расходов
 
Закрепляем знания:
2. Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. стимулировал
„а) либерализацию экономических отношений
„б) переход западных стран к государственному регулированию экономики
„в) формирование тоталитарной модели, основанной на милитаризации экономики
„г) отказ от государственного вмешательства в экономику
„д) расширение государственного сектора
 
Закрепляем знания:

3. Что относил сам Дж.М. Кейнс к теоретическим источникам своей системы:
•экономическое учение меркантилистов
•экономические взгляды Т. Мальтуса
•все предыдущие ответы верны

4. Какие теории критиковал Кейнс:
•теорию рыночного саморегулирования экономики
•Количественную теорию денег
•все предыдущие ответы верны
 
Задание на дом

1. Разобрать следующие экономические понятия:
фритредерство
протекционизм
стагфляция

2. Подготовка урока-семинара.
Исследовать вопрос динамизации теории Кейнса по группам и подготовить публичное представление:
циклы Джона Хикса
кривая Алвина Филлипса
Милтон Фридмен и стагфляция
 
Список использованной литературы:
1.Экономика. (Основы экономической теории): Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций. Углубленный уровень образования. / под ред. С.И. Иванова, А.Я. Линькова – 21-е изд. В 2-х книгах М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015.
2. Экономика в вопросах и ответах: учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Просмотров: 598 | Загрузок: 140
Автор: Гребенщикова И.Н.
Теги: Кейнсианство
Предмет: Экономика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar