Конспект и презентация к уроку экономики "Поведение потребителя. Проблема рационального выбора"

Цель: изучение теории потребительского поведения.

Задачи урока:

1.Образовательные:

определять исходные компоненты теории потребительского поведения;
 характеризовать различные подходы к измерению полезности;
выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличий.

2. Развивающие:

анализировать объекты;
ориентироваться на понимание причин успеха в учебе;
формулировать собственную точку зрения;
осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

3. Воспитательные:

формирование мировоззрение, соответствующего современному уровню экономического знания;
формирование гражданской позиции ученика как активного участника эконмического процесса;

Технологии: проблемный диалог

Методы обучения: проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Ресурсы для проведения урока: презентация «Теория потребительского поведения» (2 урока).

Основные понятия: полезность, кардиналистский (количественный) подход и ординалистский (порядковый) подход к измерению полезности; общая полезность, предельная полезность, убывающая предельная полезность, кривые безразличия, карта кривых безразличия.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся: определять исходные компоненты теории потребительского поведения; характеризовать различные подходы к измерению полезности; выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличий.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понима­ние причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять по­иск нужной информации, выделять главное.

Метапредметные УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; дополняют и расширяют имею­щиеся знания и представления о рациональном поведении потребителя; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Личностные УУД:

Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу. Оценивают собственную учебную деятельность.

Ход урока

I.Организационный момент

Цели: создание эмоционального настроя и условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Демонстрируется слайд №2.

Учитель: Добрый день! Мы с вами сегодня оказались свидетелями разнообразных предпочтений покупателей.    Каждый посетитель выбирает тот товар какой ему необходим.  Давайте проанализируем изображения и скажите, чем продиктован выбор разных покупателей?

Ученик: один покупатель делает выбор в пользу овощной и мясной продукции.

Ученик: другой покупатель, вероятно ребёнок, делает выбор в пользу сладкого.

Ученик: третий покупатель покупает молочную продукцию.

Учитель: Итак, мы можем сказать, что разные покупатели выбирают разные продукты. И вопрос почему так происходит?

Ученик: У каждой возрастной группы свои потребности, свои экономические интересы.

Учитель: Так, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученик: О поведении потребителя, о рациональном выборе.

Учитель: Итак, экономический интерес – это форма проявления экономических потребностей. Потребности формируют спрос, который во многом зависит от вкусов и предпочтений людей (слайд №3). Все люди способны сравнивать удовлетворения, получаемые от различных видов деятельности и продуктов, и предпочитать одни виды другим. Но одно дело желать, ту или иную продукцию и другое дело приобрести, т.е. наш выбор в отличие от желаний будет чем-то ограничен.  Давайте, попробуем разобраться, чем же обусловлено поведение того или иного потребителя? Откроем тетрадь и запишем тему урока «Поведение потребителя. Проблема рационального выбора.» (слайд №4).

Демонстрируется слайд №5 - Итак, перед вами покупатель и его выбор чем-то ограничен? (учащиеся анализируют изображения на слайде и делают выводы).

Ученик: Выбор ограничен ценами и доходом. (слайд №6)

Учитель: Хорошо. Тогда, давайте попробуем оценить следующие продукты и рассмотрим следующую ситуацию, так называемый: «парадокс воды и бриллиантов» (слайд №7-8).

Учитель:

Почему вода, без которой невозможна жизнь стоит дёшево, а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого?
Готово ли население нашей планеты (или хоты бы страны) отказаться от воды ради бриллиантов?
Готов ли каждый из нас отказаться от одного литра воды, чтобы получить один бриллиант?

Ученики (процесс обсуждения ответов должен подвести к понятию полезности): цена на воду является низкой, так как запасы воды, доступные каждому индивиду в обычных условиях, являются очень большими, а подчас и неограниченными. Полезность алмазов, намного ниже полезности воды, но их цена высока, так как добыча и обработка алмазов требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого. Если бы человеку в пустыне предложили выбор: вода или бриллианты, то, конечно, он бы выбрал воду. А в современных условиях, каждый из нас выбрал бы бриллианты.

Учитель: слайд №9 – запись в тетрадь: Полезность – это показатель степени удовлетворения, вызванного потреблением какого-либо набора товаров и услуг или каким-либо отдельным товаром.

            Понятие «полезности» носит субъективный характер, тат как каждый потребитель по-своему, индивидуально, в зависимости от его личных интересов, вкусов, потребностей оценивает то удовлетворение, которое он может извлечь от потребления данного товара или услуги. При этом «полезность» как экономическое понятие не тождественно понятию «польза». Удовлетворяя свои потребности, человек далеко не всегда извлекает пользу для себя и своего здоровья (например, алкоголь и табак). (слайд №10)

 А как рассматривает данный вопрос в истории экономической мысли.

(Слайд №11 – запись в тетрадь): «Полезность» впервые был введен в научный оборот английским философом И. Бентамом. Однако ни он, ни экономисты его времени не поняли связи между ценностью товара и полезностью, получаемой от его потребления. Что другие учёные-экономисты утверждали о полезности. Итак, перейдем к проверке домашнего задания, которое направлено на выяснение вопроса: «Полезность и рациональный выбор покупателя».

II. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели: создание условий для активизации знаний через размышление и умение осуществлять комплексный поиск экономической информации по теме.

Учитель и учащиеся обсуждают составленную и заполненную таблицу на тему: «Полезность и рациональный выбор покупателя в истории экономической мысли», где две фамилии ученых-экономистов были предложены учителем для изучения, а одного представителя учащиеся выбрали самостоятельно, исходя из своих интересов.

Таблица №1

«Рациональный выбор покупателя в истории экономической мысли» (слайд №12).

 

Процесс обсуждения ответов должен подвести к понятиям общая и предельная полезность товара и к вопросу как измеряется полезность.

III. Изучение нового учебного материала.

Цели: изучение в экономической теории двух подходов к измерению полезности, выявление общей и предельной полезности товара и характеристика инструментов анализа поведения потребителя.

*Как измеряется полезность? (слайд № 13 - запись)

Экономическая теория знает два варианта теории полезности, точнее два подхода к её измерению: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Кардиналистский подход к измерению полезности предполагает абсолютно точное, наподобие физической величины, количественное определение величины полезности. В качестве меры полезности кардиналисты использовали условно-объективную единицу, получившую название «ютиль». (слайд №14) При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага (запись в тетрадь). Например, плитка шоколада приносит полезность в 4 ютиля, а килограмм мяса – в 6 ютилей и т.д. Тогда, что же будет являться универсальной и точной единицей полезности – данный подход не дал ответа. (слайд №15)

И на смену кардинилизму пришел ординалистский подход. Сам термин «ординарный» означает «ранжированный» или выстроенный в определенном порядке: 1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д., допускается определенное ранжирование, построение ряда товаров и услуг по принципу предпочтения. (слайд №16-  запись)

Потребитель не может точно судить о количественных размерах порядковых чисел, а может лишь сказать нечто о степени важности относительно друг друга.  Современные экономисты исходят из предположений о ранжировании и последовательности выбора и из наблюдаемых фактов о нем. Такой поход не требует какой-либо психологической интерпретации подобных выборов. То, что называется полезностью, сегодня отражает ранжирование предпочтений. (слайд №17-18)

*Какие виды оценок прежде всего важны для потребителя? (слайд №19 – запись).

Общая полезность – это мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени. (слайд №20 – запись)

Предельная полезность товара – это изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного товара или услуги, на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным. (слайд №21 – запись)

В экономической литературе принято обозначать предельную полезность МU, общую полезность – TU. Предположим, что мы измеряем предельную полезность какого-то товара Х.  При данных обозначениях алгебраическое выражение предельной полезности товара Х будет выглядеть следующим образом:

                                   MUх=  , (слайд №22 - запись)

где                                                                           

Увеличение общей полезности по мере роста потребления стабильно сопровождается падением темпов прироста полезности. Данное явление получило название убывающей предельной полезности. (слайд №23 - запись)

Экономисты назвали падение предельной полезности законом убывающей предельной полезности, который можно сформулировать следующим образом: если потребление всех других товаров остается фиксированным, то предельная полезность данного товара будет уменьшаться по мере увеличения его потребления в рамках определенного периода времени. (слайд №24 - запись)

Этот закон не говорит, что не нравится, например, повторное посещение кино. Он просто утверждает, что потребитель оценивает его не так высоко, как первое посещение. Вместе с тем время – важный фактор в процессе подобной оценки: если первое посещение имело место и прошлом году, то в новом году второе посещение будет цениться так же высоко. Закон убывающей предельной полезности в большинстве случаев имеет отношение именно к коротким временным периодам. (слайд №25)

*Что такое кривые безразличия и какими свойствами он обладают? (слайд №26 – запись)

Основным инструментом анализа поведения потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю все равно, какую комбинацию предпочесть, то он находится в положении безразличия. (слайд №27 - запись)

Кривая безразличия представляет собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение, и к выбору из которых покупатель безразличен. (слайд №28 – запись)

Рассмотрим кривую безразличия (слайд №29 – рисунок 1)

Кривая безразличия (рис.1)

 

На рисунке 1 представлена типичная кривая безразличия с отрицательным наклоном. Количество товара Х измеряется на горизонтальной оси, товара Y – на вертикальной.

Представленные на кривой безразличия все возможные комбинации товара Х и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности.  Другими словами потребителю все равно, в какой точке кривой он находится: скажем, в точке А с 15 ед. товара Х и 53 ед. товара Y, или же в точке В с 38 ед. Х и 30 ед. Y и т.д.(слайд №30)

Кривая безразличия имеет отрицательный наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если он увеличивает потребление товара Х, то должен отказаться от известного товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности. (слайд №31-запись)

Кривая безразличия имеет выпуклую форму, т.е. вогнутую вовнутрь. Такая форма кривой означает, что потребление Х растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества Х. (слайд №32-запись)

Совокупность кривых безразличия образует карту кривых безразличия (слайд №33 – рисунок 2 и запись определения).

Карта безразличия – множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности.

Рассмотрим карту кривых безразличия (рис. 2)

 

График на рис. 2 иллюстрирует типичную карту кривых безразличия U1, U2, U3, U4. Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет собой более высокий уровень потребления (полезности). Отсюда каждая комбинация товаров Х и Y, находящаяся на кривой U4, предпочтительнее всякой комбинации на кривой U3 и т.д. Все наборы благ на одной и той же кривой являются равнозначными между собой. А любая комбинация благ, находящаяся на более высокой кривой, будет более предпочтительной. На графике расположены всего четыре кривые. На самом деле их может быть гораздо больше, поскольку количество наборов из товаров Х и Y содержит бесконечное число кривых безразличия. (слайд  №34)

Суммируя свойства кривых безразличия, следует указать на следующие основные черты:

Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет более предпочтительные наборы. При этом между двумя любыми кривыми можно провести новую кривую безразличия.
Вторая черта непосредственно выводится из первой: кривые безразличия никогда не пересекаются и не касаются друг друга. (слайд № 35 - запись)
Кривая безразличия всегда имеет отрицательный наклон. Отрицательный наклон говорит о том, что увеличение количества одного блага сопровождается уменьшением объема другого блага, входящего в набор.
Абсолютный наклон кривой безразличия уменьшается при движении по ней вправо вниз (кривая выпукла относительно начала координат). (слайд №36 – запись)

Все эти свойства кривых в экономической теории доказаны строго математически. Основу суждений о свойствах и особенностях кривых безразличия заложил английский экономист Ф. Эджуорт (1845-1926 гг.). (слайд №37)

Кривые безразличия являются аналитическим инструментом определения того, что хочет приобрести покупатель, где будет нас интересовать и ещё один вопрос.

*Что такое предельная норма замещения и что она характеризует?

Предельная норма замещения товара Х на товар Y измеряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на другой. Она представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х, при этом оставляя постоянный общий уровень удовлетворения. (слайд 38 – запись)

Предельная норма замещения (МRSxy) товара Х на товар Y равна:

                                                           МRSxy=               (слайд №39 – запись)

Остается ответить на вопрос: почему потребитель готов жертвовать уменьшающимся количеством одного товара ради приобретения единицы другого товара?

Вспомним закон убывающей предельной полезности. Мы всегда ценим дороже то, чего имеем меньше. По мере движения кривой безразличия сверху вниз в распоряжении индивида товара Y остается все меньше, следовательно, его ценность увеличивается, а товара Х оказывается больше, и их ценность уменьшается. (слайд №40)

Понятие «предельная норма замещения» в порядковом варианте теории поведения потребителя имеет тот же смысл, что и «предельная полезность» в количественном варианте.

IV. Закрепление учебного материала.

Учащимся предлагаются  следующие задания.

Задание 1. Для каждого понятия, приведенного в левом столбце таблицы, подберите его определение из правого столбца: (слайд №41- 42)

Понятие

Определение

Общая полезность

А.  В основе цен на товары лежит не          общая, а предельная полезность.

 

Предельная полезность

Б.  По мере того как объём потребляемого блага растёт, предельная полезность дополнительной единицы блага уменьшается.

 

Закон убывающей предельной полезности

В. Удовлетворение, которое люди получают от   потребления всего имеющегося у них количества благ данного вида.

 

Парадокс воды и бриллиантов

Г. Прирост общей полезности при увеличении объёма потребления данного товара на единицу.

 

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в нижеприведённые утверждения: (слайд №43)

Прирост полезности, вызываемый увеличением объёма потребления продукта, называется (предельной) полезностью.
По мере того как общий объём благ растёт, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага (снижается).
Кривая общей полезности имеет (положительный) наклон.
Общая полезность достигает максимальной величины, когда предельная полезность равна (нулю).
Закон (обратной) зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убывающей предельной полезности.

 

V. Задание на дом (слайд №44)

пар. 5.1 и 5.3; проанализировать кривые безразличия;
стр. 136-137 вопросы 1,2 и 3 ответить на вопросы устно;


Просмотров: 1936 | Загрузок: 310
Автор: Гребенщикова И.Н.
Теги: потребитель
Предмет: Экономика


Похожие образовательные материалы:
Всего комментариев: 0
avatar